Соня Терк-Делоне - SKETCHLINE

назад

14 ноября 1885 года, г. Градижск,  Полтавская губерния Российской империи, сейчас - Украина - 5 декабря 1979 года, Париж, Франция

Соня Терк-Делоне

описание

Соня Терк-Делоне (Сара Элиевна Штерн) — французская художница-авангардистка, иллюстратор, скульптор и дизайнер еврейского происхождения родилась в Украине. Мастер работала в стилях кубизма, орфизма и абстракционизма. О большой значимости ее вклада в развитие авангардного искусства красноречиво свидетельствуют факты: стала первой художницей, чья прижизненная персональная выставка была организована в 1964 г. в Лувре, а через десять лет она была удостоена Ордена Почётного легиона. Была в числе организаторов международного объединения «Абстракция-Созидание».
Творчество Сони, открывшей в Париже интерьерный и модный бутик «Casa Sonia», расширилось за пределы живописи и включило в себя множество других направлений. Она стала крупнейшим мастером ар-деко — в дизайне тканей, настенных покрытий, одежды и аксессуаров и даже в рекламе широко использовались её находки. Текстильная марка «Tissus Delaunay» и разноплановые работы включали концепции геометрической абстракции, имели успех на Международных выставках декоративного искусства. Художница в 1927 г. выступила с лекциями о влиянии живописи на моду в Сорбонне.
С. Делоне свободно и легко переходила от одной техники к другой, применяла свое видение в любой сфере деятельности — ее целью было привнести искусство в повседневную жизнь. В поле ее «декоративного взгляда» попадали автомобили, она продавала свою керамику, ювелирные изделия, одежду и мебель клиентуре, в которую входила арт-элита Европы.
Мастер создавала иллюстрации к авангардным литературным произведениям. Наиболее знаменита ее графика 1913 года к кубистической поэме Б. Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» — 2-х метровая плиссированная книга. Выразительный геометризм рисунков повлиял на стиль П. Клее. В этом же стиле художница выполнила обложку журнала «Vogue» 1926 г. Она работала с Рембо, Аполлинером, Малларме, Ф. Супо, А. Бретоном, Луи Арагоном и др. литераторами.
Как сценограф, С. Делоне сотрудничала с С. Дягилевым, осуществила весь набор для оформления пьесы поэта-дадаиста Т. Тцары, а также создала мебель, костюмы для фильмов нескольких режиссеров.

Ключевые идеи:
— Недолгое обучение в Художественной Академии Карлсруэ (Германия) Соня Терк прервала, прочитав трактат Ю. Мейера-Грефе «Мане и его круг». Однако и Парижская Академия Ла Паллет с академическими уроками А. Озанфана, Д. де Сегонзака не удовлетворяла – она больше посещала галереи и музеи, чем штудировала азы живописи и рисунка.

— Первые работы Сони принадлежат к парижскому периоду — портреты, натюрморты и пейзажи, написанные маслом, многим обязаны Гогену, Ван Гогу и фовистам. Яркие цвета словно выпрыгивают за пределы картин. Увлечение цветом определило всю ее долгую карьеру.

— Прорывом, переместившим ее из фигуративной работы в абстрактную, стало небольшое лоскутное одеяло, сшитое для только что родившегося сына Чарльза в 1911 г. Соня соединила народное украинское ремесло с парижским авангардом и предвосхитила эксперименты с цветом и формой, которые станут ее фирменным стилем.
— Под влиянием кубистов Соня уходит от фигуративности к художественной геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета. Она стала соратником и активным последователем Роберта Делоне в разработке стилистики орфизма – особого варианта кубизма, построенного на динамике цветов, зрительных вращениях и смещениях круговых форм. Термин ввел в обращение друг семьи Делоне влиятельный арт-критик Г. Аполлинер. Он подчеркнул ссылкой на певца древнегреческой мифологии Орфея, что такое использование цвета привносит в произведение свет, движение и музыкальные качества.

— Не только в живописи, но и в многочисленных дизайнерских разработках С. Делоне использовала принцип симултанизма. Это название передает феномен «одновременного контраста», когда цвета палитры выглядят по-разному в зависимости от соседства с другими. К примеру, серый на темном фоне выглядит светлее, чем на светлом. Соня, почти полностью обходясь без узнаваемых объектов, стремилась создать округло-плавный ритм, глубину и движение посредством перекрывающихся участков ярких оттенков.

— В 1930-е годы художница была близка к абстракционистским поискам Кандинского, Мондриана,  Хепуорта. Супруги организовали парижский салон искусств Реалите Нувель. В послевоенные годы организаторская и творческая деятельность художницы связана с новым расцветом абстракционизма.

— Свою ключевую идею и смысл всего творчества Делоне сформулировала так: «Молиться красоте — в этом много самоотверженности и чисто эстетического элемента, который облагораживает жизнь и делает ее любовью».

Соня Терк-Делоне

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Фовизм

Кубизм

Орфизм

Абстракционизм

друзья

Робер Делоне

Василий Кандинский

Марк Шагал

Александра Экстер

Натан Альтман

художники

Ван Гог

Поль Гоген

Анри Матисс

Андре Дерен

Пит Мондриан

Он повлиял

течение

Футуризм

друзья

Александра Экстер

Натан Альтман

художники

Пауль Клее

Сэмюэль Халперт

Георгий Якулов

Владимир Баранов-Россине

Аристарх Лентулов

описание

Спустя несколько десятилетий после первых опытов в цветной ритмической живописи, в работах С. Делоне появилось новое развитие геометрической формы. Прямоугольники уменьшают текучесть округлых форм, и это существенное изменение указывает, что автор продолжала исследовать тему на протяжении всей своей карьеры. 

1968

описание

Начиная с 1930-х годов Делоне начала изучать мотивы «ритмов», была захвачена созданием композиций с размещением рядом цветов, то дополняющих, то противоречащих друг другу. Данное произведение имеет особое значение - оно создавалось для 15-ой ежегодной выставки Салона Тюильри в Париже.

1938

описание

Роспись во Дворце авиации в Париже входит в серию, которую Делоне с командой художников сделала для Международной выставки, посвященной искусству и технике. Заказ ознаменовал возвращение художницы к живописи, привлек к ней большое внимание, а также обеспечил финансово.

1937

описание

Карьера Делоне вышла далеко за рамки визуального искусства и включала дизайн интерьера, одежды, тканей, аксессуаров. Эта работа напрямую относится к ее деятельности в качестве дизайнера женского платья - ее текстиль под авторской маркой «Casa Sonia» стал популярен и продавался по всему миру, не утратив актуальности и поныне.

1925

описание

Делоне писала, что тому, «кто умеет ценить цветовые отношения, влияние одного цвета на другой, их контрасты и диссонансы, обещают бесконечно разнообразные образы». Полотно в стиле орфизма предлагает зрителю именно такие образы.

1915

описание

Длинноформатную иллюстрацию к поэме Блеза Сандрара считают «одновременной книгой». Двухметровая полоса, складывающаяся, как гармошка, демонстрирует технику манипулирования цветом для максимального выражения.

1913

описание

Внимание Сони Терк-Делоне  к тому, как дополнительные цвета реагируют друг на друга, не ограничивалась живописью. Художница смело применила эту выразительную технику к областям, где такие приемы ранее не были известны – в дизайне одежды и аксессуаров, в мире предметов домашнего декора. 

1913

описание

Произведение демонстрирует фирменные концентрические круги Сони Терк-Делоне в их лучших проявлениях. Композиция, интерпретируемая названием как ода современности, преломляет огни и суету бульвара Сен-Мишель в почти полную абстракцию.

1914

описание

Поток цвета и ритма изображает несколько пар (или одну, вращающуюся в танце) под разноцветными электрическими фонарями - новейшей парижской сенсацией. Картина была панорамной и самой большой из 4-х версий – 3,9 м в длину и стала первой работой, где применялись такие контрастные цвета, как синий и оранжевый, расположенные рядом для максимальной интенсивности.

1913

описание

Одно из ранних фигуративных произведений демонстрирует увлечение автора постимпрессионизмом – в частности, фовизмом. Художница противопоставляет теплую желтую кожу модели штрихам цвета холодного изумруда.

1908