Американский художник, скульптор и теоретик Соломон Левитт сыграл ведущую роль в становлении концептуального искусства и минимализма. Происходивший из семьи русско-еврейских эмигрантов, он вдохновлялся работами русских авангардистов и конструктивистов, особенно Малевича, чей черный квадрат послужил основой для возникновения его особой геометрической эстетики.
«Концептуальное искусство хорошо только тогда, когда хороша идея», — говорил художник. Все его работы подчинены единому принципу: самое важное в произведении – это задумка, его интеллектуальная составляющая, а исполнение второстепенно, или даже вообще необязательно. Придя к подобному заключению, Левитт перестал создавать свои произведения самостоятельно, поручая это рабочим, и даже не всегда полностью контролировал результат. Умышленно избегал художник и эмоционального воздействия произведений на зрителя, считая, что искусство – это точная наука, которая имеет свои законы и правила. Все работы Сола Левитта тщательно продуманы заранее, спланированы и выверены до мельчайших деталей.
В начале своей творческой карьеры Левитт создавал настенные панно с выступающими частями и объемные геометрические скульптуры. Но знаменитым его сделали «Модульные композиции» — структуры, состоящие из «пустых» кубов без граней. Из этих кубов художник конструировал сложные запутанные композиции, в которых многократно повторяются и чередуются между собой геометрические элементы, создавая слаженный ритм и строгую гармонию.
Особого внимания заслуживают настенные росписи художника, которые представляют собой чистую геометрическую абстракцию. Эти росписи Левитт настолько гармонично вписывает в отведенное для них пространство, что один из владельцев галереи, где художник создал временное настенное изображение, не смог удалить его, и попросил это сделать самого автора, что Сол Левитт выполнил без малейшего колебания.
Ключевые идеи:
— Главным в произведении искусства Сол Левитт считал идею, и потому рассматривал искусство как интеллектуальный акт. Процесс создания физического выражения своей идеи его интересовал мало, и художник доверял его своим помощникам, работая по принципу некоторых маститых художников Возрождения, которые создавали замысел и композицию, а кропотливое выполнение поручали подмастерьям. При этом Левитт иногда умышленно давал лишь общие указания, а детали оставлял на усмотрение помощников, уменьшая таким образом собственное влияние на конечный результат. Такое отношение к искусству было революционным в эпоху абстрактного экспрессионизма. Оно поставило под сомнение главенствующую роль художника в создании произведения, так же как и сам процесс его физического взаимодействия с художественным пространством.
— Куб – основная единица в произведениях Сола Левитта. Из этой простой геометрической формы он составлял свои знаменитые «Модульные структуры», которые могли быть как отдельно стоящим кубом, так и сложной конструкцией из многочисленных кубиков, соединенных в определенной последовательности. Перед каждой работой художник составлял подробные эскизы, чему он научился благодаря работе чертежником у знаменитого архитектора Ио Мин Пея.
— Несмотря на то, что произведения Сола Левитта состоят из крайне упрощенных форм, прямых линий и ограниченных цветов, они отличаются гармонией и изысканностью. Основанные на строгих геометрических расчетах, они не подчиняются никакой логике и никогда не повторяются. Художник всегда работал сериями, каждая из которых была посвящена определенному аспекту в его творческих исканиях. Создав достаточно произведений для удовлетворения своего любопытства, он приступал к новой серии, которая была так же непредсказуема и вместе с тем теоретически обоснована, как и предыдущая.
— В отличие от других представителей минимализма и абстрактных скульпторов, Сол Левитт не стремился к использованию промышленных материалов в своих произведениях. Его работы — это традиционные холсты, масляные краски и деревянные конструкции. Вместе с математически точным расчетом формы объекта, он допускал случайные влияния на его поверхность и позволял материалам играть свою роль в создании общего вида композиции.