Родился в еврейской семье среднего достатка в Нью-Йорке. С детства отличался любовью к живописи и музыке. В возрасте 12-ти лет поступил в престижную школу Франклина для мальчиков.
27 октября 1923, Манхэттен, Нью-Йорк, США - 29 сентября 1997, Нью-Йорк, США
Один из первых и самых ярких представителей художественного направления поп-арт, которое приобрело широкую популярность в США в 1950-60-ых годах 20-го века. Рой Лихтенштейн прославился своими картинами-комиксами, каждая из которых отражает различные аспекты жизни обычных американцев. Взяв за основу простые и понятные образы, художник бросил вызов авангардной живописи, понятной лишь единицам, и сделал обыденные вещи настоящими произведениями искусства.
Яркие и броские работы художника постоянно подвергались критике со стороны искусствоведов и коллег, которые отказывались воспринимать картины Лихтенштейна как произведения искусства, считая их вульгарными и пустыми. Журнал «Life» даже назвал его «худшим художником Америки», что не помешало Рою Лихтенштейну добиться большой популярности и приобрести немалое количество последователей.
Художник известен также как создатель серии картин, которые являются повторением работ известных художников — Ван Гога, Пикассо, Моне, интерпретированных автором в собственном упрощенном стиле. Спор о том, является ли творчество Роя Лихтенштейна подлинным талантом, либо просто удачным «рекламным ходом», продолжается до сих пор. Но тот факт, что картины художника пользуются спросом и продаются на аукционах за огромные деньги, говорит о значимости и необходимости его творчества.
Ключевые идеи:
— Для своих произведений художник использовал общеизвестные образы или предметы, знакомые каждому простому современнику. Центральными объектами композиций становились персонажи комиксов, привлекательные молодые девушки из рекламных проспектов, герои мультфильмов. Иногда свои полотна Рой Лихтенштейн посвящал неодушевленным предметам. Главной темой композиции вполне могла стать кухонная плита, чайник или мясорубка.
— Направление поп-арт, в котором работал Лихтенштейн, противопоставляло себя распространенному в США в середине 20-го века абстрактному экспрессионизму. Загадочность и беспредметность абстрактных работ воспринимается зрителем не всегда легко, в то время как декоративные и выразительные образы, взятые непосредственно из жизни, вызывают непосредственный и эмоциональный отклик.
— Прежде чем начать работу, Лихтенштейн просматривал большое количество журналов и другой печатной продукции, и выбирал понравившиеся ему сюжеты. Художник никогда не занимался простым копированием выбранного фрагмента или рисунка, в чем его часто обвиняли. Он всегда переосмысливал материал, видоизменял его (иногда значительно) и создавал законченную композицию, которая всегда вызывала неподдельный интерес у публики.
— Характерная особенность картин Роя Лихтенштейна – присутствие в них словосочетаний и звуков. Подобно тому, как это делают авторы комиксов, художник помещал буквы и даже целые предложения в так называемые «выноски», в виде облачков в верхней части картинки. Эти элементы поясняют значение изображенной ситуации или усиливают эффект от картины. Ярким примером может служить надпись «Whaam!» в одноименном произведении, подчеркивающая грохот взрыва.
— В своих картинах-комиксах, так же как и в своеобразных «репродукциях» полотен известных художников, Лихтенштейн использовал метод упрощения. Он сводил живописную палитру к простым цветам: красному, синему и желтому, и подчеркивал форму объекта толстым беспрерывным контуром. Фирменная особенность манеры художника – использование растровых точек, которые применяют в печати, для создания определенного объема и декоративности в работах.
— Некоторая часть критиков воспринимает творчество Лихтенштейна как пародию на современное ему общество потребления, которому чужды мысли о высоком. Сам же художник опровергал это мнение, утверждая, что там, где многие видят сатиру, он просто изображает те вещи, которые ему нравятся.
1923
1940
1949
1951
1961
1962
1970
1990-е
Родился в еврейской семье среднего достатка в Нью-Йорке. С детства отличался любовью к живописи и музыке. В возрасте 12-ти лет поступил в престижную школу Франклина для мальчиков.
Поступил в Государственный университет штата Огайо, где изучал искусство. Обучение Лихтенштейну пришлось прервать, так как он проходил военную службу в Европе во время Второй мировой войны. По возвращению с войны художник вернулся к учебе.
Окончил университет Огайо и остался там работать в качестве преподавателя. В этом же году женился на Элизабет Уилсон Сарински, которая была сотрудницей галереи, где выставлялся художник. От этого брака у Лихтенштейна родилось два сына.
Прошла персональная выставка художника, где он продемонстровал работы в стиле близком к кубизму и экспрессионизму. Картины, представленные в экспозиции, не отличались оригинальностью, и выставка не имела большого успеха.
Написал первые полотна в своем знаменитом стиле комикса. Самым известным стало изображение Микки-Мауса, которое художник сделал по просьбе своего сына. Для своих работ Лихтенштейн использовал растровые точки, как это делается при печати изданий в типографии.
Состоялась первая выставка картин-комиксов Лихтенштейна. Она прошла очень успешно. Все работы Роя Лихтенштейна были распроданы еще до ее начала. Художник стал популярным в США и его картины начали неуклонно расти в цене.
Художник уехал из Нью-Йорка и поселился в Саутгемптоне. Он перестал создавать картины-комиксы и сосредоточился в основном на скульптуре. В тот период он написал серию «Зеркала», в которой экспериментировал с различными выразительными средствами.
Работал в различных направлениях современного искусства, в том числе в стиле геометрической абстракции. Написал серию оммажей, в которых переделал картины знаменитых художников: Пикассо, Матисса, Дали.
течение
Экспрессионизм
Кубизм
Абстрактный экспрессионизм
Сюрреализм
друзья
Клас Олденбург
Аллан Капроу
художники
Фернан Леже
Пабло Пикассо
Анри Матисс
Пит Мондриан
Джаспер Джонс
Роберт Раушенберг
течение
Поп-арт
друзья
Клас Олденбург
Аллан Капроу
художники
Кит Харинг
Дэмьен Хёрст
Джефф Кунс
Энди Уорхолл