1915
Материалы: масло, холст.
Размеры: 79,6 x 79,5 см.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея.
Малевич написал 4 версии «Черного квадрата»: в 1915, 1920 и 1930 годах. Ссылаясь на историческое значение картины, искусствоведы часто называют ее «нулевой точкой живописи». Идея создать эту картину впервые появилась в 1913 году, когда Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к «Победе над солнцем», опере М. Матюшина. В этих зарисовках впервые появился образ «черного квадрата», означающий в то время пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: вместо солнечного круга появился черный квадрат.
Когда вокруг картины разгорелись дебаты (Бенуа, к примеру, писал, что это вовсе «не простая штука», а имеющая «своим именем мерзость запустения») автор прокомментировал лаконично: «Квадрат – чувство, белое пространство – пустота за ним». Ключевой смысл заложен в истории прихода идеи такой картины, возникшей при создании декораций оперы «Победа над Солнцем». Мысль — в мотиве разрушения старого всесильным художником-строителем, который готов начинать с нуля, «зайдя» за непроницаемый занавес. Картина была частью триптиха с черным кругом и крестом, но особый статус иконы супрематизма достался только квадрату, не говоря уже о красном и белом квадратах (последний экспонируется в Нью-Йорке). Всего было создано четыре варианта картины, все находятся в России.