1950 - наши дни
Хеппенинг
1950-е гг.
Хеппенинг (от английского «happening» — происходящее) — вид современного искусства, состоящий из действия, которое происходит при участии автора. Оно не контролируется им полностью, так как отсутствуют сюжет и ожидание определенного результата.
Впервые термин был использован в 1950 году Алланом Капроу для обозначения определенных событий, связанных с искусством, но официально введен в 1959 году на художественном мероприятии на ферме Джорджа Сегала. Впервые термин был упомянут в эссе Капроу “Наследие Джексона Поллока”, написанном в 1956 году.
Хеппенинг существует в форме живописи, перформанса, спектакля, фестиваля с использованием аудио или видео.
Ключевые идеи:
— Невозможность повторного воспроизведения.
— Отсутствие границы между художественным произведением и зрителем. Ключевые моменты хеппенинга запланированы. Однако художник всегда оставляет место для импровизации, чаще всего при участии зрителей. Это подчеркивает нелинейность процесса, который может происходить где-угодно. У более поздних произведений отсутствовали какие-либо установленные правила, только расплывчатые руководящие принципы. Когда “что-то идет не так” — это является сверхоткровенным, наиболее ожидаемым элементом действия.
— Отказ от известных художественных принципов и предсказуемости.
— Искусство хеппенинга состоит из социально-бытовых и социально-политических семантических элементов.
Ключевые художники:
Роберт Уитмен, Йоко Оно, Жан-Жак Лебель, Аллан Капроу, Джон Кейдж, Кэроли Шнеманн, Джим Дайн, Лукас Самарас, Роберт Раушенберг, “Красные женихи” и другие.
Ключевые произведения:
Живописный процесс Джексона Поллока.
Вода. Роберт Уитмен.
Yard. 1961. Аллан Капроу.
Cut Piece. 1964. Йоко Оно.
Внутренний свисток. 1975. Кэроли Шнеманн.
Trading Dirt. 1983. Аллан Капроу.
Фестиваль Burning Man.
описание
Йоко Оно - английская и американская художница-новатор, писатель, музыкант японского происхождения. Йоко стала известна широкой публике во многом благодаря своему браку с музыкантом, участником легендарной группы «Битлз» Джоном Ленноном. Однако еще задолго до этого союза она ярко проявила себя в концептуальном искусстве, став одним из первопроходцев инсталляции и перформанса.
18 февраля 1933
описание
Американский художник и теоретик, центральная фигура авангарда 60-х годов, первооткрыватель хеппенинга – вида искусства, в котором основное внимание уделяется непосредственно процессу творения. Аллан Капроу ценил в живописи момент действия, ставя его выше результата.Недолговечные, часто сиюминутные и спонтанные действа А. Капроу стирают грань между искусством и повседневной жизнью и погружают участников внутрь произведения, вовлекая их в творческий процесс и разрушая пресловутую «четвертую стену» между произведением и зрителем.В своих теоретических трудах Аллан Капроу говорил о том, что после открытий Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, живопись больше не может существовать в прежнем виде. Она должна выйти за рамки холста и переместиться в повседневную жизнь.Мастер называл себя «не-художником», а свои произведения «антикартинами». «Жизнь гораздо интереснее искусства,» - говорил Капроу и создавал события за пределами галерей и музеев: во дворах, квартирах, на улицах, площадях и парковках. Иногда доходящие до абсурда действия - такие как строительство домов изо льда под палящим калифорнийским солнцем, - меняют само восприятие искусства и превращают обыденные жизненные процессы в творческие акты.Принципы создания хеппенинга, которые Аллан Капроу изложил в своем труде «How to Make a Happening», были с восторгом приняты многими послевоенными художниками, пытающимися по-новому посмотреть на современные творческие методы. Благодаря находкам американского новатора дальнейшее развитие получили такие направления, как инсталляция, перформанс и концептуальное искусство.
1927 - 2006