1909 - 1920-е
Тубизм – художественное течение внутри кубизма, является авторским стилем Фернана Леже.
Термин придуман искусствоведом Луи Вокселем в 1911 году для иронического описания произведений Фернана Леже.
Основывается на художественных принципах кубизма, в композициях преобладают обтекаемые геометрические формы – тубы в виде цилиндров с разными, чаще всего, по величине основаниями, с полосами вдоль; композиции имеют абстрактный характер. Композиционное пространство картин полностью заполнено тубами, которые напоминают рассыпанные на пол, гайки и болты. Преобладающие чистые цвета – белый, синий, красный, реже – желтый, зеленый. Основной сюжет – фигуративный. В тубизме прослеживается влияние технического прогресса. Персонажи картин похожи на пластмассовых кукол примитивной формы, изображения напоминают рыцарские доспехи или бисер цилиндрической формы с продетой нитью.
Ключевые картины:
Geometric standarts. 1913. Фернан Леже.
The staircase. 1913. Фернан Леже.
July 14. 1914. Фернан Леже.
описание
Французский художник, скульптор, мастер монументального декоративного искусства, один из грандов изобразительного искусства начала ХХ века.Отец будущего художника занимался скотоводством, и умер, когда Фернану было всего несколько лет. Леже получил начальное образование в церковной школе в Теншебре, а после учился на архитектора в Канне.Фернан Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма и заложил основы для таких авангардных течений, как неопластицизм и конструктивизм. Художник активно сотрудничал с группой кубистов «Золотое сечение», участвовал в выставках «Салона Независимых», «Осеннего салона», авангардного объединения «Стиль», основанного Мондрианом в Нидерландах и российского «Бубнового валета». Его интерес к возможности синтеза искусств привел к разработке и реализации нескольких архитектурных и дизайнерских проектов. Художник также ярко проявил себя в сфере прикладного творчества, сценографии, кино, книжной графике. Совместно с Озанфаном основал Свободную художественную школу, а позже и Современную художественную академию. С 1940 г. художник проживал в США, где преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии и многого добился в продвижения современных художественных тенденций в стране.
1881 - 1955