ХХ в.
Оптическое искусство – художественное направление второй половины ХХ-го века, основанное на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур через различные зрительные иллюзии, которые возникают автоматически, порождая некое возмущение внутри человека, тем самым заставляет обратить внимание на произведение. Сформировалось на основе геометрического абстракционизма. Пик популярности был в 1960-70-х гг. в странах Европы, США и Латинской Америки.
Впервые термин был использован в 1964 году художником Дональдом Джадом в рецензии на выставку «Оптические картины» Джулиана Станчака.
Оптическое искусство стало всемирно известным после международной экспозиции «The Responsive Eye», которая состоялась в Нью-Йорке в 1965 году.
Работы делятся на две категории: черно-белые картины, создающие эффект движения (вращение, мерцание, вибрации), и цветные – определенное цветовое сочетание или влияние света на цвет, создающие иллюзорное изображение, пульсации. Для усиления эффекта мастера иногда использовали нейлон, металл, стекло, пластик.
Родственные течения: кинетическое искусство, абстракционизм. Однако в этом виде искусства, в отличие от кинетического, работа и зритель неподвижны. Но художники оп-арта также экспериментируют со светом (вспышки, подсвечивание, перемещение источника света), динамичным конструкциями (пересечение сквозных форм в пространстве, перемещение зрителя); подобные работы находятся на стыке с кинетическим искусством.
Художественные паттерны течения применялась в рекламе, кинематографе, архитектуре, графическом дизайне, дизайне интерьеров, бытовых предметов, дискотек, одежды.
Ключевые идеи:
– Обман глаза, который пытается упорядочить хаотично разбросанные объекты в более простую целостную систему, как результат — дезориентированность из-за конфликта между фактической картинкой и иллюзорно-видимой. Создание оптической иллюзии движения неподвижного объекта осуществляется посредством психофизиологического восприятия зрителем. Пространственное движение оп-арта всегда виртуально.
— Художественные приёмы: линейная перспектива, последовательность форм (волнообразная, спиральная, шахматная, решетчатая, воронкообразная и тд.), цветовые и тональные контрасты (угасание или насыщаемость), «муаровый эффект», двойственные изображения, реверсивные фигуры.
Ключевые художники:
Виктор Вазарели, Джулиан Станчак, Бриджет Райли, Мауриц Корнелис Эшер и другие.
Ключевые произведения:
Biadan. 1959. Виктор Вазарели.
Progression. 1959. Хорасио Гарсия Росси.
Поток. 1964. Бриджит Райли.
описание
Немецкий художник, дизайнер, литератор и теоретик искусства, талантливый преподаватель, продолжительное время работавший в Америке. Имя Джозефа Альберса неразрывно связано с высшей художественной школой Баухаус в Веймаре, которая была известна своей авангардной направленностью. Бывший ученик этого заведения, Альберс стал в нем преподавателем и создал новую студию художественного стекла, а позже стал заместителем директора школы.В США, куда художник эмигрировал после того как Баухаус был расформирован нацистскими властями, он продолжил преподавательскую деятельность и сыграл важную роль в распространении эстетики конструктивизма, кубизма и абстрактного искусства среди американских художников. Его творчество послужило своеобразным мостом между европейскими авангардными тенденциями и новым современным искусством Америки.Наибольшую известность Альберсу принесла серия работ «Homage to the Square», которая включает в себя геометрические абстрактные картины и литографии, отличающиеся исключительно тонкой хроматической гармонией. Практически все картины в серии состоят из нескольких квадратов, находящихся внутри друг друга и окрашенных в приглушенные гармоничные цвета. Создавая свои работы, художник тщательно продумывал каждую деталь, тончайшие оттенки цвета и эффект от применения тех или иных комбинаций.В 1963 году художник разработал теорию о цветных пигментах, которую изложил в книге «Взаимодействие цвета».
1888 - 1976
описание
Анри-Роберт-Марсель Дюшан - французский и американский художник, теоретик искусства, один из основателей художественных течений дадаизм и сюрреализм.Родился в состоятельной семье. Его мать, братья и сестра занимались живописью, и Марсель рос в творческой атмосфере, что способствовало раннему проявлению его таланта. Вслед за старшими братьями он начал рисовать в стиле импрессионизм, представляя довольно интересные работы уже в 14 лет.Марсель Дюшан, несмотря на небольшое количество произведений, был одной из наиболее влиятельных фигур изобразительного искусства после Первой мировой войны, гением и бунтарем, который раздвинул рамки живописи за пределы принятого и дозволенного. Художник является автором метода «готовый вещей» (ready-made), впервые использовав идею создания арт-объектов из самых обычных предметов, таких как велосипедное колесо и даже писсуар. Неординарное и порой эпатажное творчество Дюшана открыло широкие возможности для дальнейшего развития авангардного искусства во всем мире.В конце карьеры художник отошел от живописных работ, предпочитая использовать для своих произведений уже готовые предметы, как он их называл «ready-made», или создавая объемные коллажи. Помимо художественного творчества, Марсель Дюшан снимался в кино, писал статьи и занимался шахматами, в которых он был профессионалом. Благодаря своему разностороннему и неординарному таланту он оставил яркий след в искусстве начала ХХ века и заложил фундамент для возникновения совершено новых методов и направлений в живописи.
1887 - 1968
описание
Испанский художник, график, скульптор, режиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Автор работы «Постоянство памяти», одной из самых известных картин XX века.Дали начал рисовать в возрасте 4 лет. Он создал свою первую серьезную работу в возрасте 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, нарисованный на деревянной доске масляными красками. С тех пор Дали целыми днями сидел в маленькой специально выделенной комнате и рисовал картины. «Я хотел, чтобы мне выделили помещение прачечной под крышей нашего дома. Мне его выделили - и я превратил его в собственную мастерскую, украсив так, как хотел», - вспоминал он позже. Более того, он любил анализировать произведения известных художников. Он написал и опубликовал очерки о работах Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи.
1904 - 1989