Архивы Неоромантизм - SKETCHLINE

назад

Конец ХIХ - начало ХХ

Неоромантизм

описание

Неоромантизм – это художественное направление, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ веков, основываясь на принципах романтизма. М.В. Толмачев утверждает, что термин впервые появилось в 1880х-90-х годах в Германии.

В полной мере направление проявилось в литературе, архитектуре, скульптуре, театре, дизайне, оставив след и в живописи в Англии и Франции. Искусствоведы рассматривают его как раннюю фазу модернизма. Стоит сказать, что неоромантизм не имеет строгой дефиниции в искусстве и является историко-художественным феноменом.

В связи с тем, что неоромантизм находился на перекрестке рождений многих художественных систем, границы между ними весьма зыбкие. Картины одновременно можно отнести к неоромантизму или символизму, неоромантизму или неоклассицизму. Многие художники лишь поверхностно относятся к этому направлению. Например, Эмиль Бернар, Павел Челищев, Джон Минтон, Джон Пайпер.

Родственные направления: романтизм, неоклассицизм, символизм, эстетизм, латиноамериканский модернизм.

Жанры: портрет, ню, исторический, мифологический, пейзаж, литературный. Художественная форма: иллюстрация, плакат, дизайн и т.д. Медиа: масло, холст, панель, дерево, карандаш, бумага, графит.

Ключевые идеи:

— Аморфную концепцию неоромантизма с уверенностью можно назвать «духом времени», который стремился к обновлению всех сфер искусства и к поиску новых мировоззренческих ориентиров. Все идеальные ценности можно обнаружить даже в обыденной суматохе при определенном ракурсе наблюдателя, но, как правило, наблюдатель-неоромантик был слегка неуверенным.

— Наличие «нового» героя в картинах – сильной яркой личности, автопортреты также наделены семантическими свойствами «нового» героя. Особое внимание уделяется одинокой фигуре, вписанной в пейзаж или интерьер; художественно-нравственным равноправием наделяются не только мужчины, но и женщины, и мифологические персонажи.

— Главная особенность неоромантизма — синтез истории, легенды, реальности с новыми тенденциями, параллельное сосуществование с более влиятельными течениями. Поэтому неоромантизму не характерна художественная монотипичность. В произведениях прослеживается воплощение иллюзий и фантазий художников.

Ключевые художники:

Уолтер Крейн, Теодор Киттельсен, Стэнли Спенсер, Эдвин Дикинсон, Арнольд Бёклин, Эмиль Бернар, Павел Челищев, Грэхем Сазерленд, Ричард Орих.

Ключевые произведения:

Winter. 1870. Уолтер Крейн.
At home. A portrait. 1872. Уолтер Крейн.
Self-portrait. 1891. Теодор Киттельсен.
Summer. 1891. Теодор Киттельсен.

описание

Самый известный и значимый английский скульптор послевоенного времени, один из основоположников модернистской британской скульптуры. Г. Мур существенно повлиял на постепенное превращение британской скульптуры из провинциальной в авангардную, не только соответствовавшую европейским понятиям о современном искусстве, но и внесшую в нее собственные темы и средства пластического выражения.Мировую известность Муру принесли его скульптуры, предназначенные для открытого пространства, которые установлены во многих крупных городах по всему миру. Эти произведения, изображающие главным образом полуабстрактные человеческие фигуры, впечатляют гармонией форм и музыкальностью плавных, извилистых линий. Они раскрывают извечные темы красоты природы и привлекательности женского тела, духовной близости мужчины и женщины, беззаветной любви матери к своему ребенку – всего того, что делает наш мир прекрасней.Свои произведения скульптор предпочитал вырезать из целого куска дерева или камня, и только в позднем периоде своего творчества стал использовать гипс и бронзовое литье. Помимо скульптуры Г. Мур известен как прекрасный рисовальщик. Наиболее значимыми его работами были впечатляющие изображения граждан Лондона, укрывающихся на станциях метро во время нацистских бомбежек.

1898 - 1986

описание

Французская художница – живописец и график, мастер книжной иллюстрации, театральный и кинематографический сценограф, дизайнер. Творчество Ленор Фини оставило значительный след в культуре Франции. Она экспонировалась на всех крупных выставках представителей авангардных направлений живописи наряду с Эрнстом, Дали, Пикассо, Браунером и др., писала портреты своих знаменитых современников.Л. Фини часто называют Дали в женском обличии, а сам испанский гений сюрреализма ценил полотна художницы чрезвычайно высоко. Не вступавшая в группировки Леонор придерживалась феминистических принципов, была примером того, чего может добиться независимая женщина. О ней и ее творчестве было снято 9 документальных фильмов –один из первых «Жестокая легенда» в 1951 г. Дизайнеры моды, такие как Coco Chanel, специально для нее разрабатывали одежду. Многие поэты, писатели посвящали свои произведения работам Леонор и ей самой, среди них Поль Элюар, Жан Кокто, Альберто Моравиа, Пабло Неруда.Художница проиллюстрировала свыше 50 книг – Шекспир, Бодлер, Нерваль и др. Самыми известными являются работы по эротическому роману Доминика Ори (Полин Реаж) «История О». Она также создавала костюмы и антураж к фильмам Феллини, Кастеллани, стала автором флакона культовых популярных духов «Shocking».Наиболее емко, точно, хотя и очень коротко, охарактеризовал творческую манеру и личность Л. Фини художник и друг Макс Эрнст: «Итальянская агрессивность и скандальная элегантность, фантазия и страсть». Эту характеристику дополняет фраза из монографии Жана Кокто: « Фини суммирует в своем нереалистичном реализме весь последний период, больше реальный, чем сама реальность, которая является его знаком».Художница периодически отвергала прилипшее к ней звание сюрреалистки, хотя все продолжали считать ее таковой до самой смерти. Возможно, поэтому Фини часто меняла стиль, работала в разных техниках, выступала в средствах массовой информации, открещиваясь от «сюра» в своем творчестве. При этом известность художницы становилась все шире, ее работы выставлялись в крупнейших галереях и музеях по всему миру.

1907 - 1996

описание

Знаменитый польский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства, писатель и драматург, талантливый педагог.Родился в семье профессионального скульптора. После смерти матери воспитывался в семье Станкевичей - родственников по материнской линии, которые дали Станиславу хорошее образование. Несмотря на то, что Краков был провинциальным городом в Австро-Венгрии, в нем сохранялись лучшие традиции польской культуры, и дом Станкевичей постоянно посещали люди, близкие к искусству. Здесь будущий художник познакомился со своим наставником, знаменитым живописцем Яном Матейко, который обратил внимание на художественный талант мальчика.Станислав Выспяньский играл одну из ведущих ролей в культурном движении «Молодая Польша», занимаясь возрождением и популяризацией национальной культуры. Критики даже называют его «четвертым польским пророком» наряду с такими выдающимися деятелями культуры, как Мицкевич, Словацкий и Красинский. Художник известен как автор нескольких монументальных росписей и мозаик в церквях Львова, Кракова и других городов. Он был активным участником влиятельного художественного сообщества «Искусство» и редактором прогрессивного журнала «Жизнь», а его пьеса-сатира «Свадьба», высмеивающая недостатки современного ему польского общества, пользовалась большой популярностью у публики. Своим разносторонним творчеством Станислав Выспяньский внес большой вклад в развитие польского искусства и национального самосознания.

1869 - 1907

описание

Английский живописец и график, иллюстратор, дизайнер, писатель и публицист. Уолтер Крейн достиг популярности как детский книжный иллюстратор, талантливо оформляя не только сказки классиков, но и свои собственные произведения.Первым учителем начинающего художника был самый близкий человек – его отец Томас Крейн, который профессионально занимался живописью и слыл замечательным мастером миниатюры. В студии отца Уолтер делал первые шаги в изобразительном искусстве, рисуя многочисленные портреты, сцены из повседневной жизни, природу – все то, что его окружало. . Заметив способности сына к изобразительному искусству, он отдал его на обучение в граверную мастерскую Вильяма Линтона, чьи радикальные настроения в немалой степени повлияли на мировоззрение начинающего художника. В частности, на увлечение социалистическими идеями. Художник занимался дизайном нескольких журналов, создавал эскизы шпалер, текстиля, ковров, мозаики, керамики и витражей. Он был распорядителем выставок «Общества Искусств и ремесел», которое оказало большое влияние на развитие прикладного искусства и дизайна во всем мире. Крейн занимался также и преподавательской деятельностью, написал несколько научных трудов в сфере дизайна, которые пользовались высоким спросом во всей Европе. С 1898 года художник занимал ответственный пост главы Королевского колледжа искусств в Лондоне. Произведения художника находятся в Лувре, галерея Уффици (Флоренция) заказала ему автопортрет.

1845 - 1915

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1895

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго, Шотландия.

1905

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия.

1893

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1883

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественная галерея Уокер, Ливерпуль, Англия.

1879

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Англия.

1877

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.

1862