1950
Неодадаизм. Неодада. Нео-дада
1950 — по сей день.
В переводе с греческого, neos – новый; слово dadaisme произошло от французского dada — лошадка в детской речи. Термин введен американским критиком Барбарой Роуз в 1960-х.
Неодадаизм — художественное направление, объединяющее такие структуры визуального искусства как: живопись, скульптуру, инсталляцию и перформанс; комбинация современных течений с принципами дада.
Неодада чаще всего использует реди-мейд, ссылаясь к методам дада.
Некоторые элементы неодада: неаккуратная, “неопрятная”, фигуративная или абстрактная живопись, сломанная мебель, электроприборы, разорванные книги, детские игрушки, скомканные тряпки, жестяные банки, стеклянные бутылки, музыкальные инструменты, сарай, перфоманс и тд.
Ключевые идеи:
— Концепция неодада — отрицание искусства через замену художественного произведения объектом абсурдности, стремление растворить его в жизни, борьба с культурными канонами и логикой капитализма.
— Неодадаисты считали себя противниками коммерциализации, уходящими от эстетического удовольствия.
— Семантическая нагрузка произведений — сарказм, ирония, претензия.
Ключевые художники:
Пьеро Мандзони, Вольф Фостель, Джаспер Джонс, Джон Чемберлен, Эдвард Кинхольц, Аллан Капроу, Нам Джун Пайк, Роберт Раушенберг, Жан Тэнгли, Миммо Ротелла, Йозеф Бойс, Мирча Кантон, Марк Дайон, Джон Армледер, Джим Дайн и другие.
Ключевые произведения:
Penthouse #50. 1969. Джон Чемберлен.
Фетровый костюм. 1970. Йозеф Бойс.
Rabbit-shit-rabbit. 1972. Дитер Рот.
Streaker. 1997. Роберт Раушенберг.
описание
Американский художник и скульптор, значительная фигура современной живописи и ваянии, один из самых коммерчески успешных мастеров изобразительного искусства 20-го века. Джаспер Джонс выразил идею о том, что искусство может быть понятным и близким для каждого человека, а не только для избранных ценителей.Отказавшись от принципов абстрактного экспрессионизма, туманных и далеких от народа, он использовал в своих произведениях общеизвестные вещи, символы определенного явления, идеи или просто каждодневной привычки. Самой яркой работой этого направления является картина «Американский флаг» - узнаваемый и знакомый каждому государственный символ, который художник превратил в живописное полотно.Имя Джаспера Джонса часто упоминается вместе с другим художником, его близким другом и соратником, Робертом Раушенбергом. После того как Джонс познакомился с ним, его стиль претерпел значительные изменения, а идеи реализовались в оригинальные и по-настоящему новаторские работы.Использование художником простых предметов, например, банок из-под пива, которые он сделал произведением искусства, роднит его творчество с концептуальным подходом к изобразительному искусству. Своими произведениями художник сознательно нарушил границы, разделяющие искусство и повседневную жизнь, что и положило начало движению поп-арт, чрезвычайно популярному в США во второй половине 20-го века. По состоянию на 2010-е гг. живет в Коннектикуте, считается самым дорогим из здравствующих художников.
1930
описание
Немецкий скульптор, рисовальщик, один из главных теоретиков постмодернизма, профессор Академии искусств в Дюссельдорфе, общественный деятель. Джозеф Бойс активно занимался вопросами гуманизма, социальной философии и антропософии, что привело к его к расширенной концепции изобразительного искусства, созданию социальной скульптуры. Творец считается одним из основоположников такой разновидности искусства перформанса, как флюксус, ставшего популярным именно в Германии. В этой связи Бойса называют «идеальным партнером» Энди Уорхола.
1921 - 1986