Йозеф Бойс - SKETCHLINE

назад

1921 - 1986

Йозеф Бойс

описание

Немецкий скульптор, рисовальщик, один из главных теоретиков постмодернизма, профессор Академии искусств в Дюссельдорфе, общественный деятель. Джозеф Бойс активно занимался вопросами гуманизма, социальной философии и антропософии, что привело к его к расширенной концепции изобразительного искусства, созданию социальной скульптуры. Творец считается одним из основоположников такой разновидности искусства перформанса, как флюксус, ставшего популярным именно в Германии. В этой связи Бойса называют «идеальным партнером» Энди Уорхола.

Разносторонняя деятельность Джозефа Бойса охватывает четыре области: материальные произведения в художественном традиционном смысле (скульптуры, живопись, рисунки, арт-объекты), постановка и исполнение действий и акций-флюксусов; труды по теории искусства, использованные в преподавательской работе, а также общественно-политическая деятельность (организация партий, встречи с политиками, Далай-Ламой и проч.)

Бойс признан во всем мире одним из самых важных новаторов искусства 20-го века. Наибольшей коллекцией работ мастера обладает берлинский Музей Хамбургер Банхоф, где также хранится самый полный медиа-архив. Музей является центром исследования творчества художника. В Москве с 2008 по 2014 год работал Театр имени Йозефа Бойса.



Ключевые идеи:

— В творчестве Джозеф Бойс, обучавшегося в Дюссельдорфской Академии у скульптора-экспрессиониста Э. Матаре, в конце 1940-ых и начале 1950-ых годов доминируют рисунки, близкие по стилю к первобытным наскальным росписям. Художник изображал лосей, овец, зайцев, других животных свинцовым штифтом и акварелью. Среди скульптурных работ – заказные надгробия.

— Заметно воздействие на Бойса антропософии Р. Штейнера и влияние творчества В. Лембрука, Э. Барлаха, заключающееся в предпочтении внимания к пластическим формам и их закономерностям, а не к задаче сюжета или внешней эффектности.

— В начале 1960-ых годов Бойс становится одним из основоположников метода «флюксус» как специфической разновидности искусства перформанса. Многочисленные флюксус-акции художника были синтетическим действом, похожим на что-то вроде циркового парада-алле (подростком Бойс почти на год сбежал из дома с бродячим цирком).

— Закрепив за собой знаковый имидж (плащ, рыболовный жилет, фетровая шляпа), Бойс использовал непривычные и даже шокирующе материалы для арт-объектов: жир (чаще — топленое сало), мед, фетр, войлок, мусор. Обычно они входили в композиции с готовыми предметами промышленного производства.

— Сквозным мотивом в монументальных и камерных произведениях стал «жировой угол». В работах позднего периода остро проступало чувство тупикового отчуждения современного социума от природы – новатор пытался вернуть единение или хотя бы приблизить «натуру» на магическом, чаще на «шаманском» уровне.

— Начав проповедовать «социальную скульптуру», Бойс выводит искусство на антропологический уровень в ущерб эстетической его значимости. Убежденный в том, что каждый человек — художник на своей работе, он призывал всех к участию во всемирной творческой революции. Для этого им придумывались такие приемы, как акция по коллективному подметанию улиц или высадке нескольких тысяч дубов.



Йозеф Бойс

Они повлияли

течение

Неодадаизм

Концептуализм

друзья

Энди Уорхол

Роберт Моррис

художники

Эвальд Матаре

Вильгельм Лембрук

Эрнст Барлах

Он повлиял

течение

Неодадаизм

Концептуализм

Энвайронмент

Перформанс Арт

друзья

Энди Уорхол

Роберт Моррис

Нам Джун Пайк

Георг Базелиц

Герхард Рихтер

художники

Ансельм Кифер

Ими Кнобель

Йорг Иммендорф

Йохен Герц

Гюнтер Юкер

Йоко Оно

Зигмар Польке

Роберт Смитсон

Розмари Трокель

Блинки Палермо

Одд Недрум

описание

Материалы: базальт. Местонахождение: Музей современности Хамбургер Банхоф Национальной галереи Германии (Берлин).

1983

описание

Материалы: войлок, мел, жир, готовые изделия (печатная машинка, итальянский флаг, металлический контейнер, магнитофон, брошюра). Размеры: 349,9 x 490,2 см. Местонахождение: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (США).

1981

описание

Материалы: металл. Местонахождение: Музей Kröller-Müller, Оттерло (Германия).

1976

описание

Материалы: дерево, гвозди, масло, стекло, металл. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк (США).

1971

описание

Материалы: дерево, войлок, жир, предметы промышленного производства. Местонахождение: Музей «Новая галерея», Кассель (Германия).

1969

описание

Материалы: войлок, ткань, рояль. Местонахождение: Центр Жоржа Помпиду, Париж (Франция).

1966

описание

Материалы: дерево, топленый жир. Местонахождение: Музей земли Гессен, Дармштадт (Германия).

1964

описание

Материалы: бронза, железо, алюминий, глина, готовые промышленные изделия. Местонахождение: Guggenheim Bilbao Museoa (Испания).

1958 - 1985

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (США).

1949