Архивы Модерн в архитектуре - SKETCHLINE

назад

1890-е - 1910-е

Модерн в архитектуре

описание

Модерн (международное название, известное большинству — «Ар-нуво» (Art Nouveau) — это исторический стиль, зародившийся в конце XIX века, для которого характерны капризные, изменчивые формы, причудливые линии, принцип асимметрии и свободной планировки, символика, новые технические и конструктивные средства для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.

Особенности модерна:

⦁ Общее стремление к эстетизации;

⦁ Культ красоты. Красота как религия. Красота спасет мир;

⦁ Доступность красоты. Сочетание элитарной и массовой архитектуры в рамках одного стиля;

  • Антииндустриальность, бегство от цивилизации;

⦁ Бегство от настоящего — культ прошлого и разочарование в будущем;

⦁ Стремление к целостности. Синтез искусств;

⦁ Витализм — одушевление предметов видимого мира;

⦁ Интерес к природными формами;

⦁ Декоративность, использование орнаментов;

⦁ Отсутствие архитектурных традиций в какой-либо конкретной национальной архитектуре; Модерн был определенным образом первым интернациональным стилем;

⦁ Отказ от тектонического декора. Использование откровенно декоративных элементов;

⦁ Новые материалы и технологии. Пополнение арсенала архитектурно-художественных средств новыми материалами, в частности металлом. В архитектуре модерна новую роль получило стекло;

  • Конструкция больше не прячется и ее начинают рассматривать как эстетичную саму по себе;

⦁ Стилизация, архаичные и национальные и другие стилевые основы;

⦁ Функциональность и практичность в сочетании с художественными функциями. Модерн показал архитектурно-композиционные возможности новой функциональной организации интерьера здания, выдвинув на первый план требования к комфорту;

⦁ Контакты культур. Культурные заимствования:

1) Диалог с искусством Востока: Япония, Китай, Индия, Иран.

2) Диалог с древними культурами: Древний Египет, античность, византийская эстетика, мотивы пламенной готики;

⦁ Силуэт зданий модерна зачастую динамичный благодаря введению, асимметрии, крутых щипцовых завершений, рваных фронтонов, пинаклей, башенных выступов с шатровым или купольным завершением (традиционно в эти башни вкомпанованные лестницы), ковки, венчающей конек крыши;

⦁ Широко применяются эркеры и балконы, причем рисунок стальных ограждений балконов, открытых лестниц и других элементов, выполненных из гнутых металлических стержней получает характерные очертания «удар бича», согнутого стебля;

⦁ Интерес к колориту. Важную роль в архитектуре начинает играть полихромия;

⦁ Любимая цветовая гамма модерна — светло-желтая, сине-голубая, лиловая, бурая.

 

Модерн в Британии

Чарльз Ренни Макинтош

Особенности:

  1.  Модерн в интерпретации Ч. Р. Макинтоша более сдержан;
  2. Пластические линии были под строгим контролем;
  3. Геометрия чистых форм. Правильные геометрические формы во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма ХХ века;
  4. Прием «перетекающего пространства» (расчленения внутреннего пространства невысокими,  не доходящими до потолка перегородками) создает своеобразный пространственный эффект, (кафе «Кранстон» в Глазго);
  5. Самое известное сооружение — Художественная школа в Глазго в 1907 — 1909:

1) Полный отказ от симметрии;

2) Использование контраста плавных криволинейных линий ограждения и вертикальных членений фасада;

3) Использование огромных оконных проемов с железобетонными переплетами;

4) Использование кованого железа в завитках оконных консолей;

Модерн в Бельгии

Адриан ван де Вельде

Особенности:

  1. Первым практическим выражением художественного кредо был дом-мастерская, построен им для себя в 1896 г.
  2. Отходя от канонов классицизма, А. ван де Вельде использовал в нем прием необычного для Бельгии английского коттеджа и применил свободную планировку.
  3. Интерьер выдержан в новом стиле ар нуво, начиная с мебели и арматуры, чем достигается целосность сооружения.

 

Виктор Орта

Особенности:

  1. Беспокойный ритм, затейливо изогнутые, эластичные линии оживляют архитектурные формы, детали, встречаются в орнаменте.
  2. Линии декора перекликаются с элементами строительных конструкций.
  3. Большое значение придается лестницам, которые часто используются как композиционные точки всего помещения.  Они выполненные из высокопрочного железа, характеризуются гибкостью своих форм и декоративностью рисунка.
  4. В особняке Тассель Орта впервые применил характерную для его дальнейших работ вьющуюся линию.
  5. Безордерность фасадов. Металлические переплеты больших окон эркера, которые словно слились с фасадом;
  6. Совершенно новое композиционное решение планов и интерьеров;
  7. Повышенные требования к комфорту;

Ар нуво во Франции.

Эктор Гимар

Особенности:

  1. Характерны биоподобные, флоральные формы.
  2. Сочетание декоративных и конструктивных елементов, очень лёгких, повторяющие органические формы павильонах из стекла и металла.
  3. Среди сооружений наибольшую известность получили входы в парижский метрополитен (1899 — 1904). В этих небольших легких павильонах из металла и стекла сочетание конструктивных и декоративных элементов было более органичным, чем в крупных зданиях;

Венский сецессион

Особенности:

⦁ Преимущество предавалось структурным прямым линиям над капризными линиями ар нуво;

⦁ Использование  строгих и контрастных форм;

⦁ Первая архитектурное сооружение австрийского модерна — выставочное здание Сецессиона в Вене, спроектированный Й. М. Ольбрихом (1898 — 1899). Композиция главного здания сочетает несколько объемов и  завершается прозрачным шаром, образованным листьями, выполненными из металла.

Отто Вагнер.

Особенности:

  1. Назначение здания имеет первостепенное значение, а не адаптации интерьера с заранее заданной внешней формы.
  2. Практическое равно красивое.
  3. Потребности человека детерминируют развитие конструкций.
  4. Новое художественное выражения детерминировано новыми потребностями и конструкциями.
  5. Использование сложного стеклянное покрытие, средняя повышенная часть которого основуется на фермах в виде пологих арок, опирающихся на тонкие металлические опоры, боковые части плоские (здания Управления почтово-сберегательных касс в Вене (1906), создало свободный, прекрасно освещенный пространством, соответствующий функциональному назначению здания.

Модерн в Испании

Антонио Гауди

Особенности:

  1. Подражание в своих сооружениях природным формам, имитируя сложные  конфигурации и линиям, присущие скале, дереву, ракушке;
  2. Произведения Гауди — индивидуальные;
  3. Сооружения Гауди контекстуальные: в них учтены архитектурное окружение до изменения первоначального проекта с целью объединения их со средой;
  4. Сооружения Гауди  насыщенные скрытым смыслом, одухотворены, метафоричны, изобразительны;
  5. Сооружения подвержены интеракции, коммуникации с людьми;
  6. Творчество Гауди эклектично — он развивает традиции готики и барокко, символично изобразительной архитектуры.

описание

В Кафедральном соборе Нимейер продолжает модификации формы пилонов. Здесь они дугообразные, расположенные веерообразно, связанные кольцом, образуя ротонду коноидальной формы.

1958 - 1970

описание

Бразилиа воплощает национальную латиноамериканскую градостроительную утопию. Город-сказка, сад-эдем. Отсутствие классического центра. Разработаны отдельные системы движения для пешеходов, частного и общественного транспорта. Поскольку данная территория находилась в засушливой местности, первым было сооружено водохранилище. С помощью дамб удалось образовать озера и водоемы.

описание

Конусообразное здание, своды которого, соединены с четырьмя сомкнутыми сводами и образуют неф. Застекленный западный фасад контрастирует с плоскостным восточным, полностью заполненным изображениями из жизни св. Франциска в технике «азулехо».

1943

описание

Сооружение вписано в пейзаж. Скатная черепичная крыша повторяет склон горы. Здание стоит на столбах. Первый этаж отводится под гараж и вестибюль. Пространство второго этажа характеризуется цельностью: комнаты группируются вокруг гостиной. Из всех помещений открывается вид на озеро.

1942