1910
Лучизм — художественное направление русского авангарда, исключительно в живописи. Это молодая и недолговечная ветвь абстракционизма, авторский стиль российского художника Михаила Ларионова. Стиль использовался и его коллегами – участниками творческой организации «Ослиный хвост».
Первая мысль о концепции районизма возникла у Михаила Ларионова после выставки британского пейзажиста Уильяма Тернера в Лондоне в 1906 году. “Манифест лучизма”, подписанный одинадцатью художниками, вышел в 1913 году.
Искусствоведы считают, что лучизм возник под влиянием футуризма, кубизма и абстракционизма, частично отталкиваясь от новейших научных открытий того времени.
Техники: масло, холст. Жанры: абстракция, анималистика, интерьер, фигуративный, натюрморт.
Ключевые идеи:
— Палитре присущи яркость, пёстрость, тональность.
— По мнению художников, человеческое сознание воспринимает любой объект, в том числе картину, как множество световых лучей. В художественном произведении роль лучей играют разноцветные краски.
— В картинах прослеживаются модуляции четвертого измерения, основанного на игре световых спектров и светопередачи. Кажется, что живопись находится вне времени и пространства.
— Особая тональность лучей и их светопреломление напоминают куски стекла разной толщины, сложенные в два-три слоя. Фигуративный районизм имеет черты кубизма, но с более рваными и острыми элементами.
Ключевые картины:
Зеленый лес. 1911. Наталья Гончарова.
Бычья голова. 1913. Михаил Ларионов.
Поворот автомобиля. 1914. Михаил Лё-Дантю.
Абстрактная (лучистая) композиция. 1960. Сергей Романович.
Ночное кафе. 1972. Бретт Уайтли.
Ключевые художники:
Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Михаил Лё-Дантю, Сергей Романович, Бретт Уайтли.
описание
Русская художница-авангардист, живописец и график, сценограф, много лет работавшая в Париже. В истории русского искусства имя Н.С. Гончаровой теснейшим образом связывают с именем М. Ларионова - они проработали вместе 60 лет сначала в России, потом в Париже. Необыкновенно талантливые творцы, сотрудничая, помогали один другому утверждать индивидуальность. Называемая «амазонкой авангарда» художница, участница группировок «Бубновый валет» и «Синий всадник», а значит, футуристка и кубистка, была смелым новатором в живописи, блестящим декоратором и до сих пор восхищает ценителей искусства редчайшим многообразием мощного художественного дарования.То, что называют «русским стилем» в профессиональном изобразительном искусстве никогда не существовало до гончаровского «Петушка». Она, безусловно, наследуя традиции лубка, используя народные представления о религии, фольклор Египта, обожаемой ею Скифии, соединила все в единую гармоничную стилистику.
1881 - 1962
описание
Русский художник, декоратор, график, один из ярких и активных основоположников русского авангарда в нескольких его направлениях. Работал в стилях позднего импрессионизма и фовизма, примитивизма и футуризма, лучизма, сюрреализма.Художник родился в семье военного фельдшера. Михаил с детства любил рисовать и часто возвращался в Тирасполь на летние этюды.М. Ларионов – изобретатель и теоретик стиля «лучизм», признанного в истории мировой культуры и являвшегося предтечей и составной частью беспредметного искусства, но существовавшего в основном в России. Яркий организаторский талант проявился в организации известных группировок «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Как декоратор и создатель костюмов работал во многих постановках «Русских балетов» С. Дягилева.В Париже Ларионов проявился как график и как выдающийся театральный художник. Его эскизы к декорациям и костюмам стали самостоятельными произведениями и вошли в коллекции музеев и частных собраний, как «Дама с веером».Что бы не создавал Ларионов, его живое искусство обладает удивительной способностью не оставлять зрителя равнодушным.
1881 - 1964
описание
Русский художник, талантливый живописец и график, один из ведущих практиков и теоретиков художественного авангарда, в частности, участник группы «Ослиный хвост», создатель группы футуристов «Бескровное убийство», выпускавшей одноименный журнал.Родился в семье земского врача, обрусевшего француза Василия Ле-Дантю, вскоре погибшего при борьбе с эпидемией холеры. Унаследовавший от родителей художественный талант, Михаил начал рисовать в возрасте 3-4 лет.В поисках техники для «новых фресок» художник выполнял росписи кабаре, кинематографа (не сохранились, но упоминаются друзьями и историками искусства). Как великолепный график, выполнял рисунки для журнала «Бескровное убийство», в частности, известен «Тройной автопортрет в военной форме» (1915 г.)Ле-Дантю - первооткрыватель творчества Н. Пиросманишвили и первый коллекционер его картин.
1891 - 1917