Удивительный факт в том, что живопись экспрессионизма, отображающая весь ужас войны, неадекватность государственных правителей и человеческий образ жизни, с легкостью воплотилась в скульптуре, тем самым выразив психоэмоциональное состояние художника.
Художественно-выразительные приёмы экспрессионистской скульптуры, с одной стороны, напоминают импрессионистскую манеру создания скульптуры, с другой — она соприкасается с абстракционизмом. Основные жанры — фигуративность и анималистика. Скульптор придает формам объектов слегка уродливые, неестественные очертания. Дисгармоничность пропорций скульптуры передает чувства саспенса, отвращения, недовольства, разочарования, отчуждения.
Скульптуры Бранкузи будто бы пребывают в состоянии длительного глубокого сна, который помогает избежать участия в неблагородной деятельности человека. Изнуренные, голые и худые скульптуры Джакометти выражают чувство изолированности личности. Произведения Модильяни являются прекрасной комбинацией кубизма и архаической пластики Океании, напоминая истуканов острова Пасхи. Фигуративность Джейкоба Эпстайна выражает болезненность и нежелание какого-либо визуального контакта. Проволочные скульптуры Колдера практически ничего не выражают; обезумевший мир, который объел все, оставив только скелеты, не оставил сил на эмоции.
Произведения создаются путем наращивания объема при помощи мягких материалов, например, глина или воск, отливаются из бронзы (скульптуры Анри Матисса), высекаются из твердых материалов (Бранкузи), а могут состоять исключительно из жесткой проволоки (Александр Кодлер).
Медиа: бронза, медь, сталь, воск, мрамор, оникс, глина, кость, гранит, бетон, пластмассы.
Ключевые мастера: Константин Бранкузи, Александр Колдер, Джейкоб Эпстайн, Амедео Модильяни, Анри Матисс, Осип Цадкин, Альберто Джакометти, Эрнст Барлах,
Ключевые скульптуры:
The Prayer. 1907. Константин Бранкузи.
Sleeping muse. 1909. Константин Бранкузи.
Собака. 1909. Александр Колдер.
Female Figure in Flenite. 1913. Джейкоб Эпстайн.
Голова. 1911-1912. Амедео Модильяни.
The Walking Man I. 1960. Альберто Джакометти.
описание
Итальянский художник, скульптор и график еврейско-французского происхождения, живший и работавший в Париже. Один из наиболее известных художников начала 20 столетия, развивший свой характерный стиль с чистотой линии, медитативной атмосферой и с фигурами вытянутой формы.Первоначально Модильяни намеревался быть скульптором. Поощряемый и вдохновляемый К. Бранкузи, он в течении почти пяти лет своей недолгой творческой карьеры начал вырезал головы из камня, однако пыль известняка и песчаника раздражала его легкие, ослабленные туберкулезом, и приступы кашля мешали твердости руки. Кроме того, во время Первой мировой войны мрамора почти не стало и камень подорожал и был недоступен нищему мастеру. Художник перешел на живопись, но не изменил стилю – его портреты столь же узнаваемые, как и скульптуры.Произведения при жизни художника успеха почти не имели – на двух выставках он продал лишь несколько скульптур. Став чрезвычайно популярными после его раннего ухода из жизни, немногочисленные (около 30) каменные изваяния остаются таковыми сейчас. Абсолютным рекордом для скульптуры стала проданная аукционным домом Кристи за 43 с лишним миллиона евро одна из «Голов» Амадео Модильяни. В искусствоведении используется всем понятный термин «стиль Модильяни», довольно условно относимый к экспрессионизму.
1884 - 1920
описание
Швейцарский скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров-ваятелей XX столетия, яркий представитель авангарда.Джакометти, изучавший искусство живописи и ваяния в Женеве и Париже, экспериментировал с кубизмом и футуризмом, плотно интересовался техникой примитивной скульптурой. Некоторое время работал с сюрреалистической французской группой и создавал странные объекты, свидетельствующие о жестокости, интересу к эротике и одновременно - о мечтательности и гуманизме их автора.После того, как довольно резко отстранился от сюрреалистов, Джакометти вернулся к работам более фигуративным и жизненным. Уже зрелый мастер создал свои самые известные произведения - серии удлиненных и хрупких фигур, похожих на скелеты и выполненных не путем резьбы, а процессом моделирования в глине или гипсе без тщательной проработки и заглаживания поверхности скульптур и статуэток. Именно эти работы чрезвычайно высоко ценятся на арт-рынке и вызывают неизменно-повышенный интерес зрителей.Джакометти писал статьи для каталогов многих выставок и для периодических изданий, излагая неординарные мысли, а также вел дневники, куда вносил воспоминания, наблюдения и пояснения к своим произведениям. Они являются важным документом авангардистской эпохи в искусстве и культуре.Самый высоко оцениваемый (в прямом и переносном смыслах) выдающийся классик мировой скульптуры был настолько неординарен, что не имел прямых последователей, но повлиял на все мировое изобразительное искусство. Был кумиром Сальвадора Дали, Генри Мура и других известных художников.
1901 - 1966