Архивы Архитектура поздней классики и эллинизма - SKETCHLINE

назад

IV в. до н.э. - 30 г. до н.э.

Архитектура поздней классики и эллинизма

описание

Архитектура поздней классики.

Особенности:

  1. Искусство и архитектура впервые начали служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом.
  2. Одновременное стремление к пышности, легкости и утонченности.
  3. Превалировалирование зданий ионического ордера.
  4. Большое значение придается светской и общественной архитектуре.
  5. Усиление значения декоративного начала.

 

Архитектура эллинизма.

Самое высокое внутреннее развитие Древней Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет – с эпохой Александра, после того как он создал огромное государство, охватывающее территорию от Черного моря до Египта от Дуная до Инда. Здесь возникает ряд эллинистических государств, в которых черты греческих культурных достижений теперь сочетались с чертами восточных централизованных деспотий. Такая характерная двойственность характерна для всех сфер жизни: политической, экономической, религиозной, для искусства и архитектуры – в том числе.

Эллинизм как новый период истории архитектуры античной Эллады, начинается с распада государства Александра Македонского. .

Индивидуализм активно развивается, поскольку общественные интересы не играют основополагающую роль. Искусство сосредотачивается на выявлении субъективного в человеке, его внутреннего мира, личных переживаний. Частное доминирует над общественным. Репрезентация индивидуального в искусстве стает важной темой.

 

Особенности архитектуры эллинизма:

  1. Увеличивается значение и количествоиндивидуальных заказов;
  2. Искусство теряет высокую реалистическуютипизацию.На смену монументальности основных сооружений, их общественному значению, приходит стремление к изысканности, декоративности, утонченности и роскоши;
  3. Господство ордерной системы;
  4. Ордер сохранил значение как основная конструктивно-художественная система, но приобрел более пышные архитектурно-декоративные формы;
  5. Существовало стремление к комбинированию разных ордеров в контексте одного сооружения: монументальный дорический ордеррасполагался в нижней части, верхниеэтажи – использовали легкий ионический, а внутри храмов и зданий располагался коринфський, более торжественный, изящный, пластичный;
  6. Коринфский ордер распространен был в основном в интерьере или в архитектуре «малых форм». Самостоятельно его использовали редко;
  7. Новаторским в обработке ордера было частое использованиеканнелирования колонны только на 2/3 высоты;
  8. 8. В период эллинизма активно используются перистильныекомпозиции вансамблях и жилых домах;
  9. 9. Проникновение и влияние восточного искусства на эллинское;
  10. 10.Тематикаи средства художественной выразительности получают большее предпочтение и внимание чем идейное наполнение;
  11. Иллюзорное увеличение масштабности здания;
  12. 12. Особое внимание оказывается декоративной составляющей: активнее используются различныеоблицовочныематериалы и скульптурная пластика;

Скульптура и живопись применялись в оформлении всех других частей зданий (цоколи, интерколумнии, базы колонн, глухие балюстрады);

В архитектурные ансамбли широко вводились произведения монументальной скульптуры – колоссальные статуи и многофигурные группы.

 

Градостроительство:

  1. Сравнивая размеры и количество новых построек с предыдущими периодами эллинской истории, строительство периода эллинизма характеризовалось огромными масштабами. Появились сотни новых городов, старые – подданы реконструкции;
  2. Застройка велась по гипподамовой системе;

3.Улицы расширились и были разделены на главные и второстепенные;

  1. В городах начинается массовая прокладка канализационных стоков и проводятся водопроводы;
  2. Растет большая сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи;
  3. Главным общественным центром эллинистического города становится комплекс городских площадей, а не акрополь и храмовый ансамбль, как ранее;
  4. Для эллинистического градостроительства характерно выделение

административного и торгового центров города. Большее количество общественных, торговых сооружений (рынки с магазинами, дома для собраний городского самоуправления) и сооружений культурного назначения (спортивные сооружения, учебные заведения, дворцы монархов, храмы) формировали городские площади.

  1. Храмы строят внутри перистильных дворов, изолировано от общественной застройки;
  2. Новый принцип архитектурного решения главной площади – агоры, которая окружалась крытыми портиками, придававшие ей замкнутый характер, способствуя композиционному объединению домов, входивших в ансамбль;
  3. Общественные центры приморских городов располагаются вблизи гавани, связаны с портом.

 

Театры в эпоху эллинизма.

  1. Театр – самый распространенный тип общественного здания.
  2. В эпоху эллинизма комедия начала преобладать над другими жанрами, значение хора нивелировалось. Площадка на кровли проскения, где раньше показывались эпизодические моменты, становится основным местом действия.
  3. Глухая стена второго этажа уничтожается и раскрывается ее по всей длине тремя или пятью большими отверстиями (тиром).
  4. Портик проскения играл в греческом театре большую роль не только в архитектурном плане, но и в игровом, завершая разомкнутую подковообразную конфигурацию театрального помещения, играя роль фона или заднего плана, где размещались декорации, чего не было в портиках классического периода. В период эллинизма круглые колонны не используются, их место занимают полуколонны, соединенными со столбами, имеющих устройства для крепления декораций. Расстояние между колоннами сильно расширяется для гармонизации пропорций декоративных щитов.
  5. Архитектура проскения и всего театра соответствует его практическому назначению.

 

Эллинистические храмы.

  1. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, теперь стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилики, библиотеку, гимназии.
  2. Распространенным был храм простильного типа.
  3. Наряду с периптером широкое распространение получил диптер.
  4. Вместо дорического чаще использовали ионический ордер.
  5. Возросла роль стены. В связи с этим ордер начал терять свое конструктивное значение и использовался в качестве элементов архитектонического членения стены.
  6. Размещался храм на возвышении, – подиуме на храмовом участке, в уходя в глубину, примыкая к стене задним фасадом.
  7. Положение храма симметричное, направленое на обзор с фронтального фасада.
  8. Храм окружался перестильным двором.
  9. Храм имел глубокий пронаос, соединенный с наосом высоким порталом между двумя стенками парапетами.

 

Характерные сооружения поздней классики и эллинизма.

 

Хорегический памятник Лисикрата в Афинах (334г. до н. э. э.) или Фонарь Диогена – постамент для победного трофею хора Лисикрата, был примером частного заказа, чтобы увековечить победу хора, поддержкой которого занимался Лисикрат. Монумент расположен на высоком квадратном в плане постаменте, сложенном из тесаных квадров, из которого поднимается стройный цилиндр окруженный полуколоннами коринфского ордера. Считается, что это первое использование коринфского ордера в экстерьере. По антаблементу над узким архитравом проходит фриз, вырезанный из цельного блока мрамора. Он изображает сюжет о Дионисе из гимна Гомера о Дионисе. Конусообразная кровля увенчана стройными акротерием, который есть подставкой для бронзового триножника, где размещался приз за победу хора Лисикрата.

Это сооружение имело ряд влияний на архитектуру и реплики его архитектурного характера прослеживается в таких сооружениях: National Statuary Hall Washington DC, Филадельфийской торговой бирже.

 

Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) – одно из самых грандиозных сооружений Афин эллинистического периода. Храм строился несколько сотен лет. Олимпейон представлял собой диптер размером 41 × 108 м. 20 колонн располагалось на его продольных сторонах, 8 колонн по фасадам.

В этом сооружении коринфский ордер впервые использовался самостоятельно во внешней колоннаде такого громадного культового сооружения (до этого он был применен только во внутренних помещениях или в малых архитектурных формах).

 

 

 

Башня ветров, построенная в середине I в. до н. э., представляет собой небольшое восьмигранное сооружение высотой 12 м, основе из трех ступеней. Башню перекрывала пирамидальная крыша. Ее окончанием служил флюгер в форме фигуры Тритона, который показывал направление ветра. Фриз из восьми рельефных скульптур представляет восемь ветров, изображенных аллегорически. Ветры несут символические дары, связанные с временами года, в которые они дуют.

С внешней стороны башни были размещены солнечные часы.

Сверху была цилиндрическая башня, которая, под давлением воды из акведука, заставляла работать механизм водяных часов, находящийся внутри. Водяные часы были революционной находкой так как работали независимо от погоды и времени суток.

Реплики на это сооружение присутствуют в трибуне галереи Уффици во Флоренции, астрономической обсерватории в Оксворде, башне ХIX века в Севастополе, башне 1940 года в Бергамо.

 

Галикарнасский мавзолей – мемориальная гробница правителя Карийского царства в Малой Азии – яркий пример того, как в эллинистическом мире пересекались архитектурные стили разных исторических эпох.

Как выглядела усыпальницы доподлинно неизвестно. Из описаний Плиния, известно, что высота ее достигала 43 м, она была в плане приближена к квадрату, со сторонами 30,5 х 36,5 м.

Сооружение, напоминающее греческий храм с 36 колоннами сверху, которые вздымались на мощном подиуме, по типу дворцов ассирийских царей или зиккуратов Вавилона. Подиум имел 24 ступени. На крыше, которая по конфигурации напоминала усеченную египетскую пирамиду, располагалась скульптурная группа с изображением царя Мавсола и его жены Артемисии.

 

Пергамский алтарь, или большой алтарь Зевса построен в древнегреческом городе Пергаме в 180 до н. е. в честь победы над варварским племенем галатов, вторгшихся в Пергамское царство. Алтарь – огромный мраморный помост для жертвоприношений главному богу эллинов. Артарь, поднятый на четырехступенчатый стереобат, находился на площади. Пергамский алтарь был сосредоточен на высоком монументальном подиуме, состоявшего из цоколя, широкого фриза с горельефными изображениями и, значительно вынесенного карниза. Двадцатичетырехметровый ступенчатый марш врезался в подиум, приводя на верх, где находился призматический жертвенник – собственно сам алтарь в виде трибуны высотой 3-4 м. К алтарю вело еще две лестницы. Глухая стена ограждала его с трех сторон, создавая фон для изящных ионических колоннад, по периметру окутывающих все сооружение. На каждом из торцов они выходили четырьмя колоннами. Двенадцать колонн над лестницей создавали парадные пропилеи. Лентами спаренных колонн была обрамлена площадка вокруг алтаря. Внушительный, динамичный, пафосный, горельефный  изображал битву богов с гигантами, как символическую битву добра и зла, цивилизации и варварства, ума и грубой силы, но в отличии от классики гиганты уже теряют трактовку чего-то уродливого и страшного.