Архивы Архитектура Эгейского мира - SKETCHLINE

назад

ΙV тыс. до н.э. - XIV в. до н.э.

Архитектура Эгейского мира

описание

Условия возникновения и развития архитектуры в Эгейском мире:

Если греческую культуру человечество никогда не забывало, то Эгейский мир был забыт после его гибели и открытый заново в конце XIX века.

Географические условия. На островах и побережье Эгейского моря в IV – III тыс. до н.э. сложилась культура, которую принято называть Эгейской.

К Эгейскому миру относятся:

1) Остров Крит;

2) Троя;

3) Микены и Тиринф;

4) Кикладские острова.

Территориально это та часть современной Греции – Турции. Но в эгейский период эти территории населяют одни народы, а в греческий – совсем другие.

Эта территория находится в сейсмически активной зоне, поэтому предотвращение разрушения во время землетрясения и попытки создать сейсмичностийкие конструкции – важные черты архитектуры Эгейского мира.

Климатические условия. Климат мягкий средиземноморский. Зимы – теплые, влажные. Лето – жаркое.

Условия выбора материалов. На этой территории имеется строительный лес, камень, которые и являются основными строительными материалами в Эгейском мире. Также использовалась кирпич, в том числе и кирпич-сырец. Как связующее вещество употребляли глиняный раствор. Известковый раствор использовали для штукатурки.

Религиозные условия. Особенности религиозных верований повлияли на характер архитектуры, в частности на Крите она была преимущественно светская.

Социально-исторические условия. В материковой части, где располагались Троя, Микены и Тиринф, набеги были явлением неисключительным, поэтому архитектура здесь была хорошо укрепленной. В то же время островной Крит не был обременен этой проблемой, поэтому необходимость в фортификации здесь исчезла. Государства Эгейского мира вели активную торговлю с другими народами и имели высокий уровень культуры.

Периоды и основные сооружения государств Эгейского мира:

Троянский (ΙV – III тыс. до н.э.) –  город Троя, мегарон в Элевсине;

Микенский (XIV – XI с. до н.э.) – «Сокровищница Атрея», гробница Клитемнестры, «Львинные ворота», акрополь Тиринфа;

Критский (XVIII – XIV вв. до н.э.) – Кносский дворец, дворец в Фесте, «Царская вилла» в Кноссе.

 

Троянская архитектура.

Особенности:

  1. Огромные циклопические оборонные сооружения;
  2. Среди основных типов сооружений: мегарон, укрепления, погребальная архитектура. Их масштабыизначительной прочности материалы, контрастировали с характером жилой архитектурой.
  3. Расположение входов оборонительных сооружений на разных осях;
  4. Органичность.
  5. Строгий характер архитектуры.

О месте нахождения Трои стало известно в конце XIX века, благодаря раскопкам Г. Шлимана. На одном и том же месте на протяжении многих веков существовало много поселений, которые образовали девять культурных слоев.

 

Троя І

Первая цитадель возникла на рубеже (IV – III тыс. до.н.э). Строительство в это время уже велось на достаточно высоком уровне.

Появляется такая основная форма преимущественно жилой архитектуры как мегарон, который будет распространен и в последующие периоды.

Мегарон – это вытянутое прямоугольное помещение, с двускатной крышей, двумя помещениями по продольной оси и входным портиком на торце. Мегарон не имел окон, вместо них – отверстие в потолке между опорными балками и лоджией на входе.

Стены состояли из грубого камня, связанного глиняным раствором.

Троя II существовала в III тысячелетии. Была городом-крепостью, с цитаделью, башнями, воротами, мощными стенами, внутри которых находилась жилая и культовая архитектура.

Второе поселение имело несколько оборонных стен, что расширялись к низу были по три метра в высоту. Существовала стена внутри города, ограждающая цитадель, где жили правители. Мимо внутренней стены цитадели проходила колоннада. Вход в цитадель – пропилон, имел только одни ворота.

В центре параллельно друг другу плотно располагались три мегарона.

Средний мегарон, имел размеры 10х20, был шире боковых. Сырцовые стены были каркасные. Перекрытия – плоские, имели внутренние деревянные опоры на каменных основаниях. Так же были устроены и анты.

Пространство между внутренней стеной и внешними стенами было густо заселено.

За время Трои III и Трои ІV холм постепенно расширялся. Входы уже не сооружались друг напротив друга, а предусматривали определенное расстояние, для усложнения системы оборони. Основним архитектурным типом остается мегарон. В этот период он становится нескольконефным. Деревянные опоры меняются на каменные. Камень использовался и в облицовке. Отсутствие штукатурки не способствовало развитию росписей. Поэтому троянские сооружения по сравнению с другими сооружениями Эгейского мира отличала подчеркнутая строгость.

Самой известной постройкой этого периода считается двунефный мегарон в Элевсине, что является прообразом раннего греческого храма.

Архитектура Трои последующих периодов не была столь же впечатляющей.

 

Архитектура Крита.

Основные периоды:

1) Раннеминойский – с 3000 до 2200 гг. до н. е.;

2) Среднеминойский – с 2200 до 1600 гг. до н.е.;

3) Познеминойский – с 1600 до 1150 гг. до н.е.

Особенности критской архитектуры:

  1. Неукрепленные города;
  2. Хорошее внутригородское и внешнегородское благоустройство;
  3. Создание крупных дворцовых комплексов;
  4. В конструкции стен – значительная роль дерева, что способствовало сейсмостойкости сооружения;
  5. Основными сооружениями были жилые и общественные. Гробницы редко носили подчеркнуто архитектурный характер;
  6. Помещение располагались на разной высоте, что было следствием приспособления к рельефу и решением проблем освещения;
  7. Критская религия обходилась без поклонения изображениям богов, а правитель не обожествлялся. Поэтому об существовании отдельных культовых сооружений неизвестно. Помещения культового назначения входили в состав дворца;
  8. Использование Эгейского ордера, «иррациональных колонн»;
  9. Применение сейсмичноустойчивыхконстукций.

 

Особенности критского дворца:

1)Сложный комплекс, сочетающий помещения различной функциональности;

2)Объединение всех помещений вокруг большого двора, прямоугольного в плане и ориентированного на север;

3)Длина двора всегда постоянная – 52 м.

4)Дворец не отделялся стеной от городской застройки.

5) Критский дворец лишен показной презентабельности.

6) Приоритет отдавался не впечатлению от внешнего монументального эффектного оформления сооружения, а удобству и функциональности.

7) Свободны незамкнутые помещения переходят друг в друга.

8) Открытость и доступность критского дворца для граждан.

В раннеминойский период на Крите сводились круглые сооружения из камня или сырцового кирпича с конусообразной крышей. Позже – дома с преимущественно прямоугольными помещениями, примером чего является многосемейный дом в Василики. Застройка велась стихийно. Формируется ордерная система.

Эгейский ордер:

Эгейский ордер состоял из колонны и антаблемента.

Колонна имела три части: базу, фуст и капитель.

База – сначала была конической, затем – цилиндрической, позже – в виде диска с еле заметным выступом.

Фуст – расширялся к вверху.

Капитель – сильно выраженная, состояла из эхина и высокой квадратной абаки, которая имела значительный вынос.

Антаблемент состоял из трех частей, нависавших ступенчато друг над другом. Он выполнялся из деревянных брусьев и был очень широким, что объяснялось необходимостью выдерживать значительные нагрузки.

Основным материалом для сооружения колонн было дерево. Оно хорошо работает на изгиб и кручение, что очень важно в сооружениях, расположенных в сейсмически активных участках. В отверстие каменной базы устанавливали суженную часть колонны, что предотвращало ее выпадение оттуда, создавая своеобразную шиповую конструкцию.

При горизонтальном толчке тонкая опора колонны позволяла ей сделать свободный поворот вместо перелома при жестком закреплении, а широкая абака капители обеспечивала горизонтальные перемещения перекрытия без его обрушения.

Ордер был преимущественно внутренним. Внешними стены, особенно нижние этажи были глухими.

 

Среднеминойский, этап «Старых дворцов» (2200 – XVIII вв. до н. э.) – это раннее время критской культуры.

Храмовых сооружений не сводилось, ритуальные помещения включались в состав жилых домов. Дома занимали незначительную площадь и росли в высоту, о чем наглядно свидетельствуют фаянсовые таблички с Кносса – «мозаика города». Многоярусные башенные дома с плоскими крышами и окнами, обращенными на улицу, отличались четкими горизонтальными и вертикальными членениями, некоторые завершались мезонинами. Вход в них был с верхнего яруса, куда вела лестница. Нижние этажи применялись под склады.

«Этап новых дворцов» – время наивысшего расцвета критской архитектуры, когда полностью сформировались ее стилевые особенности, выкристаллизовались основные принципы.

Дворец в Кноссе занимал большую территорию – более 10 тыс. кв. м и насчитывал несколько сотен помещений, находящихся в нескольких ярусах. Яруса соединялись коридорами, лестницами, пандусами, галереями и лоджиями. Запутанный план дворца порождал легенды (именно он считается прототипом таинственного Лабиринта из древнегреческого мифа).

В действительности расположение помещений, группировка объемов и организация пространственной среды подчинялись четким принципам. Ядром ансамбля был большой удлиненный внутренний двор. С его западной стороны находились в основном парадные и культовые помещения, с восточной – «жилой квартал», включавший также официальные залы. Складские и хозяйственные зоны с мастерскими выносились на периферию – вдоль западной стены и в северо-восточных угол. Все комнаты, залы и кладовые оставались прямоугольными в плане и с плоскими перекрытиями. Они преимущественно освещались через внутренние световые дворики, которые часто сочетались с лестничными клетками. Входная лоджия имела колонну посередине и открытую лестницу, которая вела к расположенным наверху парадных помещений.

Рядом с ней находился знаменитый «Тронный зал», освещенный с маленького светового дворика. Стены были украшены фризами с сакральными геральдическими росписями. Трон стоял не на возвышении, а просто на полу. Вход расположен не по оси зала, против трона, а сбоку.

«Царская вилла» в Кноссе состоит из двух частей, имеет Г-образную форму. В ней имеется несколько входов, покои со световыми люками, святилища, склады, хранилища, лаборатории, лестницы,, дворы, крытые галереи. На первый этаж ведет несколько ступенек.

Южная часть, очень просто спроектирована. Там расположено несколько комнат, выходящих в простой коридор, которые могли использоваться в качестве вспомогательных. В западно-восточной части располагались покои царя. Полы были покрыты известковым раствором. Центральная комната соединена через две двери с двориком с колодцем, окруженным колоннами.

На западном фасаде сохранилась часть лестницы, которую археологи назвали «лестнице моря». В северном крыле расположены склады.

С восточной стороны складских помещений находились роскошные покои с несколькими дверями и световыми люками, а также залы для священнодействий.

Стены покрыты каменными пластинками и украшены фресками.

Позднеминойский период. Между 1500 – 1450 гг. до н.э. Произошел колоссальный взрыв вулкана на о. Фера. Нового строительства почти не проводилось. Блестящее развитие критского зодчества прекратился.

 

Архитектура Микен и Тиринфа.

Особенности:

  1. Фортификационный характер;
  2. Застройка вершин холмов и скал;
  3. Сооружение акрополя;
  4. Отсутствие строгой композиции в планировании дворцов;
  5. Переосмысление критских форм и заимствования критской стилистики.

Микены располагались на материковой Греции неподалеку от морского побережья на скалистых холмах. Микенская культура берет начало с конца III тыс. до н.э., когда ахейские племена, проникая сюда, смешивались с местным населением, создавая новое культурное образование.

Архитектура Микен также заметно укреплена. Внешние стены города, толщина которых достигала 10 м, а высота 18 – 20 м, сооружали из огромных грубо отесанных камней. Поставленные на гребнях скалы они казались ее продолжением. Позже древние греки назовут их циклопическими, поскольку через величину глыб и размахи этих стен им будет казаться, что такое могли построить только великаны-циклопы.

 

Основная архитектура, которая интенсивнее всего развивалась в Микенах была фортификационной – на нее имели сильное влияние троянские традиции. Сооружая гражданские постройки (гробницы, дворцы), микенцы обращались к опыту критских зодчих.

На высоком холме располагался акрополь – укрепленный город, священный участок, где строились храмы или дворцы правителей.

Акрополь в Микенах имел укрепленные стены, несколько ворот. В центре размещался дворец мегаронного типа с двором.

«Львиные ворота» – центральные ворота крепости Микен.

Они образованы двумя огромными, вертикально поставленными плитами, которые перекрывает третья плита. В кладке над ней оставлено отверстие, перекрывающееся плитой с рельефом: две львицы, изображены в профиль у колонн, сужающихся книзу.

 

Ярко выраженный крепостной характер получила и дворцовая архитектура.

Жилая архитектура сводилась из кирпича-сырца, с использованием деревянного каркаса, что увеличивало устойчивость сооружения при землетрясении. Распространена была конструкция, при которой низ выкладывался из крупных каменных блоков, затем устанавливался деревянный каркас, который заполнялся бутовым камнем или сырцовой кладкой на связующем материале из глины. При горизонтальных толчках кирпичная кладка, бутовый камень могли играть роль антисейсмической конструкции.

Микенские гробницы:

1) Камерные – погребальные камеры (часто обслуживающие все род) с коротким дромосом.

2) Толосные – имели ульеобразные фальшивые своды и долгий открытый дромос.

Самым известным примером толосной гробницы является «Сокровищница Атрея».

Она состояла из стомиона, дромоса, толоса и погребальной камеры.

Стомион – вход в галерейную гробницу. Стомион в «Сокровищницу Атрея» перекривался двумя большими блоками, внутренний из которых – 120 т. Чтобы избежать обвала был устроен разгрузочный треугольник, образованный напуском верхних камней.

 

Дромос – путь или коридор, ведущий в погребальную камерную гробницу или курган.

Толос – в этом сооружении использовался для захоронений даров. Стены купола d = 14,6 м. Он состоял из 33 рядов обтесанных камней, каждый из которых все больше выступал и был уже предыдущего. Ряды сближались и на высоте 13,4 м верхнее кольцо перекрывалось плитой.

Погребальная камера – высеченное в скале помещение, где хранился саркофаг. Стены имели алебастровою облицовку, а потолок украшался резьбой.

 

На юго-востоке Микен располагался Тиринф, который вероятно был оборонной крепостью, охраняющей Микены.

В акрополе Тиринфа с точки зрения композиции доминировала ясность и симметрия.

В отличие от Микен в строительстве цитадели Тиринфа отразились традиции Трои. Большие пропилеи, которые представляли собой портики в антах, имеющие парадный характер, вели в первый двор. Отсюда, через такие же пропилеи устраивался вход в главный двор, где размещался ритуальный алтарь, окруженный колоннадой с трех сторон. Здесь же размещался дворец василевса – Большой мегарон. В Тиринфе не использовали осевой принцип – оси пропилей и портика не продлевают друг друга. Параллельно располагался еще один двор, куда были обращены еще два мегарона.

Стены помещений красились в белый и красный и обильно покрывались орнаментальными росписями. Для микенского орнамента свойственно использование флоральных мотивов, мотива спирали. Стилистически они – производные от критских. Тематические изображения были статичны, уравновешены, подчиняясь общему архитектурному характеру.

Архитектура Эгейского мира имела сильное влияние на архитектурные традиции Древней Греции, а также на архитектуру и искусство конца ХIX – начала XX века.