Архивы Архитектура Древней Греции - SKETCHLINE

назад

II в. до н. э. - I в. до н.э.

Архитектура Древней Греции

описание

Условия возникновения и развития архитектуры в Древней Греции:

Географические условия. Древняя Греция была расположена в достаточно гористой местности. Горы разделяют ее на небольшие равнины, где и образуются основные города. Данная территория определялась высокой сейсмичностью. Греция также островная страна, со всех сторон омывается морем, что способствовало торговли, судоходству. Береговая линия сильно изрезана. Море – основная коммуникация.

Климатические условия. Климат Греции – очень жаркий летом и очень влажный, с наличием сильных ливней, зимой. Климатический фактор повлиял на происхождение и типизацию внешней колоннады греческих храмов.

Условия выбора материалов. Строительный лес был в избытке – достаточно широко применяли деревянные столбы, балки, обтесанные доски. Кроме устройства обычных стропильных крыш греческие строители умели делать достаточно сложные деревянные фермы.

В монументальном строительстве широко использовался камень. Из горных пород Греция особенно богата мрамором, который из всех строительных материалов лучше всего поддается обработке. Также был известняк.

Страна богата серебром, медью, железом.

Строительным материалом для массовых нужд в Древней Греции был кирпич-сырец. Обожженный кирпич и облицовочные плитки использовались только для декора зданий.

Религиозные условия. Религия древних греков заключалась в поклонении явлениям природы, которые воплощались в образе богов. Жрецы совершали определенные обряды, но не составляли особого слоя в обществе.

Греки, будучи прагматичными и рациональными, не отрицали существования потустороннего, но пытались выстраивать отношения с окружающим миром с точки зрения здравого смысла и логики. Повседневная жизнь человека и жизнь мифическая имели более четкое разделение, чем это было в воображении других народов древности.

По сравнению с другими цивилизациями Древнего мира греческая цивилизация, отличалась антропоцентризмом – была ориентирована на человека, ставя его в центр мироздания. В любом религиозном мировозрении, не важно каком, бог – это самое дорогое, и если оно изображает бога в виде человека, значит человек – самое дорогое, что есть в этой духовной культуре. Поэтому все, в том числе и архитектура Древней Греции – антропоморфное. Человек – мера всех вещей.

Условия социально-политические. Первобытные жители Греции – пелазги – бронзовый век. Они пали под железным оружием ахеян нахлынувших с севера, к которым относились греки Гомера. Ахейцы, в свою очередь были покорены дорийцами, сильным племенем горцев, также пришли с севера и утвердились в Спарте и других городах Пелопоннеса. В классическую эпоху население состояло из ионийцев (потомков пелазгов) и эолян (потомков ахейцев) и дорийцев. Централизованным государством Греция так и не стала (этому, прежде всего, способствовало географическое положение) и лишь угроза завоевания персами заставила полисы объединить усилия в борьбе с внешним врагом. Греческое общество, ориентированно на повсеместные контакты с другими странами не только с целью торговли различными товарами, но и взаимообагащения необходимой информацией. Любознательность греков и их интерес к другим культурам, позволили им перенять из оттуда все лучшее. В то же время, они делали это не слепо, а пытались чужое приспособить к своим особым нуждам, склонностям и вкусам. Превращая заимствования в органическую часть древнегреческой культуры.

Периоды истории архитектуры Древней Греции и основные сооружения:

  • Гомеровский период – (II – VIII вв. дон.э.) – храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Архаическийпериод –(VII – VI вв. до н. э.) – храм Геры в Олимпии, храм Геры в Пестуме, храм Аполлона в Ферме, Храм Афины (Афайи) на острове Эгина, храм Артемиды в Эфесе, храм Артемиды на о. Корфу, храм Аполлона в Коринфе.
  • Классический период – (VI – V дон.э.) Ансамбль афинского Акрополя (пропилеи Афинского Акрополя, Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, театр Диониса в Афинах), храм Зевса в Олимпии.

1) Ранняя классика (I пол. V в. до н.э.)

2) Высокая классика (II пол. V в. до н.э.)

3) Поздняя классика. (IV до н.э. – 323 г. до н.)

  • Эллинизм 323 г. – кон.I в. до н.э. (Мавзолей в Галикарнасе, Пергамский алтарь, Колосс Родосский, храм Афины в Приене, храм Феба Дидимского в Милете).

Основные черты древнегреческой архитектуры:

1) Использование рельефа местности как составляющей архитектурной формы;

2) Тектоничность;

3) Рационализм;

4) Антропоморфность;

5) Простота;

6) Гармония элементов;

7) Благородные пропорции;

8) Симметрия;

9) Ордерная система;

10) Калокагатия – конструкция и декорация – гармоничны и абсолютно едины;

11) Основной акцент на экстерьере;

12) Пестрота и полихромность отделки;

13) Развитие типологии общественных зданий;

14) Синтез архитектуры и изобразительного искусства;

15) Регулярная планировка городов.

Конструкции:

Основными конструкциями, использованными в древнегреческом зодчестве были стеновая и стоечно-балочной системы. Их появление и развитие было определено строительными материалами. Стоечно-балочная система в архитектуре античной Греции стала основным объектом конструктивных архитектурно-художественных поисков.

Для стеновой кладке или сооружения стоечно-балочной системы древние греки не использовали раствор. Прямоугольные камни-квадры из которых возводились стены, поддавались тщательной обработке. Колонны состояли из цилиндрических блоков барабанов, грани которых, соприкасаясь, очень хорошо подгонялись друг под друга. Горизонтальные грани, через которые передавалась горизонтальная нагрузка делали идеально ровными. Из-за повышенной сейсмической активности древнегреческие строители были вынуждены скреплять каменные блоки металлическими штырями, пиронами, вставленными в специальные гнезда и залитыми свинцом.

Гомеровский период.

Архитектура этого периода, по сути, являлась продолжением строительного искусства крито-микенской цивилизации.

В городах этого периода появляется распределение на укрепленный верхний город (акрополь) и нижний город, не имеющий городских стен. В нижнем городе появилась общинная площадь – агора.

В этот период жилые дома часто имели позади закругленную форму, характерную для глинобитных стен или для кладки из бутового камня на глиняном растворе. С усовершенствованием строительной техники и с развитием конструкций деревянного каркаса устанавливается прямоугольная форма зданий. Наряду со скатными кровлями применяли плоские глинобитные кровли, конструкция которых была распространена в восточных областях греческого мира. Основной тип жилья – мегарон – тип здания, сложившийся в эпоху Эгейской культуры, сводился из кирпича-сырца или бутового камня – состоял из входного портика, за которым находился зал с очагом посередине.

Архаический период.

Особенности:

  • Массивность пропорций: тяжелые капители при коротких фустах;
  • Распространение дорического ордера;
  • Вытянутость сооружения в длину;
  • Нечетное количество колонн;
  • Появление общественных сооружений.

В архаический период сложились основные принципы планирования греческих поселений с выделением общественных и религиозных центров – агоры – городской площади и акрополя.

Древняя Греция впервые в истории мировой архитектуры предлагает сооружения общественного назначения: булевтерии (здания заседание государственного совета), лесхи (здания для собраний, собеседований, клубы), театры, стадии – площади для спорта. Одним из важных принципов бытия греческой культуры является состязательность. Существенную роль в повседневной жизни древних греков играли соревнования художественные и спортивные. Храмы и спортивные объекты были основой архитектуры архаики.

В архаический период утверждаются основные типы храмов.

Древнегреческие храмы классифицируются на основе числа и способа размещения их колонн.

Типы древнегреческих храмов:

Храм в «антах» –храм, состоявший наоса, прямоугольного в плане помещения, ориентированного на восток. Кровля была двускатной, покрывалась керамической и мраморной черепицей. Фасад между антами (выступами боковых стен) фланкировался двумя колоннами (Храм в Рамнунти).

 

Простиль – тип храма, фасад которого, имеет один открытый портик, состоящий из ряда с 4 колонн, две из которых заменяют анты. (Дорический храм в Селинунт в Сицилии).

 

Амфипростиль – тип храма, с колоннадой с двух фасадов – фронтального и заднего. Со стороны последнего, часто располагался вход в казну. (Храм «Бескрылой победы» в Афинах).

 

Периптер – тип храма, колоннада которого развивалась по периметру. Такой храм лучше всего отвечал идеи кругового обзора сооружения. Периптер самый распространенный тип древнегреческого храма. Именно в этой форме он обрел свою завершенность и целостность. Периптер часто мог быть гексастильний – шестиколонный (Тезейон в Афинах, храм Нептуна в Пестуме, храм Аполлона в Бассах), или октостильний – восьмиколонный (Парфенон в Афинах).

 

Диптер – прямоугольное в плане помещение, окруженное по внешнему периметру двумя рядами колонн. (Октостильний – храм Зевса Олимпийского в Афинах, Храм Артемиды в Эфесе, декастильний – храм Аполлона Дидимейського в Милете).

 

Псевдодиптер – тип храма с псевдоколоннами, которые приставлены к стенам целы и не несут основную нагрузку (храм Зевса в Агригенте).

 

Храм с асимметричным планом (Эрехтейон в Афинах).

 

Толос – тип культового сооружения, круглый в плане, окруженный колоннами.

 

 

Древнегреческий ордер:

Греческое искусство ориентировалось во всем на меру человека.

Ордер – архитектурное оформление стоечно-балочной системы в той или иной культуре.

Древнегреческие архитекторы создали три канонических архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский.

Дорический ордерИонический ордерКоринфский

ордер

СтереобатКолонна не имеет базы. Стоит на стилобатеТрьохступенчатый стереобат. Колонна имеет базу.Колонна ставала на стилобат, имела базу.
ФустВысота – от 4 до 6 ½ раз больше нижнего диаметраВысота = 9 нижних диаметровВысота = 10 нижних диаметров
Энтазисверхний диаметр = 2/3, ¾ нижнего.Редко видим энтазис – он есть, но смягченный или его практически нетЭнтазис смягченный
КаннелюрыОтделены друг от друга острыми ребрамиСтвол колонны обработан 24 каннелюрами, отделенными друг от друга узкими полосами, называемыми «дорожками»24 каннелюры с «дорожками»
КапительКруглая плита в виде сплюснутого усеченного конуса (эхин) поддерживала квадратную плиту капители (абаку) и обеспечивала равномерную передачу нагрузки на колоннуАбака уменьшается в размерах, зато очень увеличивается эхин и оформляется завитками, называются «волютами»высота от 1 – 1 1/6 диаметра. Тело капители составляет, так называемая, «ваза» или колокол, вокруг нее – в 2 ряда акантовые листья по 8 в каждом ряду.

 

Антаблемент1/4 всей высоты ордера.

Фриз (декоративный пояс), украшенный вертикальными врезами (триглифами – расчлененными желобками) и выступами (метопами).

Карниз, ограждал антаблемент от атмосферных осадков.

1/5 высоты. Архитрав расчленяется на 3 части, чтобы визуально сделать его более легким. Фриз плоский, ровный, как правило, полностью заполнен скульптурой и опоясывает весь храм.1/5 всей высоты ордера.

Делится на 3 части – архитрав, фриз и карниз – причем обломы последнего имеют дополнительные украшения. Фриз гладкий с орнаментом над ним.

ФронтонФронтон ограничивался двухскатной крышейФронтон ограничивался двухскатной крышейФронтон ограничивался двухскатной крышей
Скульптурное оформлениеСкульптуре предоставляются определенные поля.Скульптура сливается в одно целое с архитектуройОбъединяет черты двух предыдущих ордеров

 

 

Образцы дорического ордера:

  • Герейон в Олимпии;
  • Храм Афины в Коринфе;
  • Храм Посейдона на острове Паросе;
  • Храм Зевса в Олимпии;
  • Храм Гефеста в Афинах,
  • Парфенон в Афинах;
  • Храм Посейдона на мысе Сунион;
  • Пропилеи (ворота) в Афинах;
  • Храм Аполлона Эпикурия в Бассах;
  • Храм Деметры в Элевсине.

 

Образцы ионического ордера:

  • Архаическийхрам Артемиды в Эфесе;
  • Храм на берегу реки Илис в Афинах;
  • Храм Ники-Аптерос в Афинах;
  • Пропилеи в Афинах;
  • Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (только внутренний ордер);
  • Эрехтейон в Афинах;
  • Мавзолей в Галикарнасе;
  • Храм Дионисия в Теосе;
  • Филипейон в Олимпии (внешняя колоннада);
  • Храм Афины Паллады в Приене, близ Милета.

 

Образцы коринфского ордера:

  • Храм Аполлона Эпикурия в Бассах(единичная внутренняя колоннада);
  • Толос в Эпидавре(внутренний ордер);
  • Флипейон в Олимпии (внутренние полуколоннады);
  • Хорегическийпамятник Лисикрата в Афинах;
  • Храм Аполлона Дидимейського в Бранхидах, около Милета (две внутренние полуколоннады);
  • Олимпейон или храм Зевса Олимпийского в Афинах;
  • Башня Ветров в Афинах.

 

Храм рассматривался древними греками как место обитания бога, его дом. Храмовая архитектура Древней Греции в своем развитии отталкивается от идеи мегарона. При возведении храма большое внимание оказывалось выбору места его расположения, его обычным размещением считался центр городской площади или акрополь. Древнегреческий храм всегда занимал подчеркнуто доминирующие место среди городских построек. В древнегреческом зодчестве преобладали два основных типа храма: храм, посвященный богу (был всегда ориентирован главным фасадом на восток) и храмы, посвященные героям, которые приравнивались к богам после смерти (были развернуты на запад в сторону царства мертвых). В архаический период греческий ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический – более старый и имел большее распространение.

В период архаики еще не устоялись пропорциональные соотношения, их поиски активно велись.

Архаические храмы, строившиеся из известняка, отличаются тем, что часто имели большие капители и слишком короткие стволы колонн.

Соотношение количества колонн на длинных и торцовых сторонах было не равным. По этой причине храм оказывался слишком вытянутым по длинной стороне. Нечетное число колонн главного фасада в период архаики было обычным явлением, что не давало возможности выделить главный вход и сделать его главной осью композиции.

Древнегреческая архитектура всегда была пестро, ярко окрашена.

Сочетание красного и синего цветов было очень распространено. Раскрашивали тимпаны фронтонов и фон метоп, триглифы и некоторые другие детали антаблемента. Окраске придавалась и скульптура, которая активно использовалась в декоре храма. Изобилие цвета связано с идеей оживления камня, повышало ощущение праздничности и торжественности архитектуры, подчеркивая архитектонику частей сооружения.

Круглая скульптура, могла тоже украшать храмы. Как правило, это были антропоморфные фигуры куросов, кор, богов. Для периода архаики характерные статичные фигуры из почти нерасчлененного каменного блока со слабо намеченными формами тела. Голова посажена прямо, волосы симметрично спадают на плечи, руки опущены вдоль тела. Скульптуру архаики отличает так называемая характерная «архаическая улыбка».

Достопримечательности архаики пришли к нам в малом количестве и в очень разрушенном виде.

Архаический храм Аполлона в Ферме (VII в. до н.э.) имел размеры по стилобате – 12,13х38,23 м. Наос был узким и вытянутым (шириной 4,6 м). Имелся опистодом. Портики достаточно широкие. Храм имел перекрытия из дерева и черепичную кровлю. Внешняя колоннада была деревянной, установленной на высоких каменных базах. Колоны – 5х15. Позже, в VI в. до н.э., колонны заменили на каменные. Керамическая облицовка и украшения в этом храме создавали его впечатляющий вид.

Архаический храм Геры в Посейдонии (ок. VI в. до н. э.), возведенный в середине VI в. до н. э. считается самым древним сооружением Пестума. Храм состоит из 18 колонн по длинной стороне и 9 (нечетное число характерно для глубокой архаики) по короткой – главному фасаду. Размер храма по трехступенчатом стереобате – 24,52 × 54,3 м.

Ордер имеет ярко выраженный архаический характер. Колонны обрели грибовидную конфигурацию, в которой проявляются основные черты древнегреческой архаики: широкий эхин и сильно суживающийся к верху фуст.

Архаический храм Артемиды в Эфесе (вторая половина VI в. до н. э.), Храм был диптером более 100 м по длинной стороне, соответственно имел двойную колоннаду. Четыре ряда колонн, по две в каждом ряду, формировали пронаос. Пластично оформленные барабаны служили опорой колонн восточного и западного фасадов. Предполагают, что снаружи храм был обшит деревом.

Особенности архитектуры Древней Греции в период классики:

  1. Основным типом храма в эпоху классики становится периптер.
  2. Создается канонический принцип храмового сооружения. Пропорции становятся стройнее. Диаметр колонны внизу – модуль, согласно которому рассчитывались размеры всех элементов ордера;
  3. Использование оптических иллюзий и условий зрительного восприятия сооружений;
  4. Синтез искусств и архитектуры;
  5. Принципы свободногогармоничного равновесия;
  6. Тектоничность, ясность, ритмичность, линейность;
  7. Сооружение культовой архитектуры уступает светской: залам общественных собраний, гимнасиев, палестрам, пинакотекам, стадионам, театрам, и т.д.
  8. 8. Регурярное планирование. Внедрение гипподамовой системы.

 

Древняя Эллада, после нашествия персов, осознает себя как единое государство, как единую народность, состоящую из многих полисов. Приходит осознание себя как греков, противостоявших персам и отличия древнегреческой культуры от остальной ойкумены. Соответственно, возникает идея определенного города, который играет ключевую роль в эллинском мире и эллинской культуре. И на роль такого центра претендуют Афины.

Грандиозного расцвета Афины достигли во времена Перикла – золотой век древнегреческой культуры.

Градостроительство. В это время возникает идея регулярного или правильного планирования, вместо хаотичной застройки города вокруг ядра акрополя. В эпоху классики утверждается новая градостроительная система, получившая название «гипподамовая система» по имени человека, который ее предложил (Гипподама из Милета). Он предлагает не строить город как заблагорассудится, а использовать систему улиц расположенных по заранее продуманному плану формирования города.

Особенности гипподамовой системы:

  • Открытый характер планирования;
  • Наращивание застройки от центра к периферии;
  • Зонирование территории по основным функциональным признакам;
  • Единственная поквартальная сетка плана, в которую вписывались все элементы, от жилого дома до большого общественного комплекса;
  • Пересечение улиц под прямым углом.

Гипподам предлагает систему планирования, основанную на прямоугольной сетке, пересечение широких длинных улиц, с короткими узкими переулками. Два основные принципы:

1)разделение территории города улицами, пересекающимися под прямым углом. В классическом варианте: четыре главные улицы, прямые и параллельные друг другу, пересекались под прямым углом с тремя поперечными улицами, также прямыми и параллельными; в центре оставалось свободное место для агоры и храмов.

Жилые кварталы, одинаковые по размерам, делились пополам проходом, в котором устраивались траншеи канализации, перекрытые плитами. Прямые улицы (если позволял рельеф) были ориентированы по сторонам света. Возникает вполне естественная идея, что на пересечении переулка и улицы следует соорудить площадь. В пространстве этих небольших площадей, где можно построить общественные здания – храмы, гимнасии, палестры, рынки, стоа, залы общественных собраний, где собирались для обсуждения дел граждане полиса. К главной улицы примыкала агора.

2)Второй принцип – формирование в городе зон, различающихся по функциям: общественно-религиозный центр, жилые кварталы, портовый, торговый, ремесленный районы. Театры и стадионы строились за пределами жилых кварталов.

Это невозможно было распространить на все Афины, но портовый участок, Пирей считается примером применения системы Гипподама.

Главным архитектурным проектом высокой классики есть Строительство Афинского Акрополя.

Акрополь расположен на высоком холме в Афинах, месте естественным образом сформированном – скале. И эту скалу оформляют наиболее архитектурно, как важнейший участок в городе. Градостроительные архитектурные задачи сооружения Акрополя связанные с празднованием Больших Панафиней – всеафинского праздника. Жители города ежегодно приносили жертвоприношения Афине, в виде пеплоса – одеяния для богини. Для этого шли к Акрополю, поднимаясь на него с его западной стороны.

При реализации архитектурно-композиционного замысла ансамбля Акрополя зодчие отказались от его симметрии, которая была характерна в эпоху архаики. Визуально различные типы зданий ансамбля Акрополя вступают в поле зрения участников процессии постепенно.

Одно пространство отделяется от другого созданием перехода, который надо маркировать и здесь возникает идея ворот, которые получают название пропилеи (437 – 432 гг. до.н.э) – ворота, отделяющие мир смертных, мир хаоса, от сакрального, высшего, божественного мира. Пропилеи имеют пять проемов, средний – самый широкий. Сооружение асимметричное. Фасады оформлены шестиколонными дорическими портиками. Ионическим ордером оформлены стороны проезда.

С точки у входа в пропилеи видно три храма. В расположении заметна большая связь геометрии математики и мифологии.

 

Храм Ники Аптерос («Бескрылой победы») (449 – 421 гг. до.н.э.) – первым встречался на пути процессии Панафиней. Это амфипростиль, 8,13х5,4 м. Уже здесь греки используют не дорический ордер, а ионический – женский, более декоративный. Дорический ордер – тоже победный, символизирующий утверждения власти дорийцев. Теперь победа другая – победа культурная, победа цивилизации.

Из-за необходимости создать ощущение легкости и устойчивости одновременно применяются курватуры. Антаблемент – уменьшенный относительно высоты колонны для того, чтобы создавать ощущение легкости. Афиняне поставили в храме бескрылую скульптуру Ники, чтобы богиня победы навсегда оставалась в Афинах.

 

Парфенон в Афинах (454 – 438) – крупнейший храм Афинского Акрополя. Он был построен при Перикле и посвященный Афине Парфенос – Афине-Деве. Это классический периптер, окруженный колоннадой из 46 колонн. Периптер предусмотрен для осмотра с разных сторон и поэтому дорога на Акрополь обходит холм по кругу. Храм от входа разворачивается в ракурсе – мы видим угол и сразу понимаем, что храм трехмерный.

Зодчими были Иктин, Каликрат. Скульптурными работами руководил Фидий.

 

План Парфенона более усложнен чем план обычного периптерального храма. Он состоял из пронаоса, наоса, опистодома, зала за опистодомом, в котором сохранялась казна афинского государства.

Стилобат Парфенона имеет 69,54 м в длину и 30,89 м в ширину, таким образом ширина относиться к длине как 4: 9.

Над стилобатом на две ступени (всего 0,71 м) приподнимаются все внутренние помещения Парфенона: колоннады, пронаос и опистодом. Пронаос и опистодом имели портики из шести до 8 колонн (h = 10,08 м, d = 1,646 м (восточный портик) и 1,717 м (западный портик), которые располагались за колоннами торцевых сторон. С точки зрения пропорций  они более облегченные чем внешняя колоннада. Глубина пронаоса – 5,42 м, опистодома – 5,28 м. Выступы антов очерчивают их с двух сторон. Двери, размером 4,92 м ширины и 10 м высоты, вели с пронаоса и опистодома в наос и казну. Двухъярусная колоннада дорического ордера, окружала место хрисоэлефантинной статуи Афины Фидия – основной композиционной точи, с трех сторон: вдоль боковых и задней стены. Было по девять колонн в продольных рядах колоннады. В конце двух рядов располагались квадратные столбы с пилястрами. Три колонны заднего поперечного ряда установили между ними. На архитраве этой колоннады стояли колонны второго яруса. Такое устройство колоннады внутри наоса было художественно обусловлено. П-образное расположение колоннады, обрамляло статую Афины-Промахос – Афины-воительницы, придавая законченность внутреннему пространству – колоннада замыкала его со стороны, противоположной к входу. Задний ряд колонн способствовал более эффектному восприятию статуи Афины. Ее размеры визуально увеличивались за счет двухъярусной колоннады, придавая ей еще большей монументальности.

Ряд дорических колонн образовывал внешнюю колоннаду, но вместо шести колонн было использовано восемь, усиливая эффект богатства и великолепия. Такая колоннада при дорическом ордере, могла бы выглядеть слишком суровой, монументальной и лаконичной.

Поскольку здесь надо было создать ощущение победы, могущества, но могущества гармонического, используется сочетание дорики и ионики. Такого типа фасад, как фасад Парфенона, более характерный для ионического ордера: акцент в антаблементе делается не на абаке архитрава, а на фронтонах.

Боковые стороны Парфенона имели по семнадцать колонн (d = 1,905 м), диаметр угловых колонн был увеличен (d = 1,944 м). Высота колонн (с капителями) – 10,43 м. Стволы колонн были сложены из 10 – 12 барабанов. За нормой, принятой в V веке до н.э., число каннелюр – 20.

Древние эллины нашли формулу красоты, выводя ее из пропорций человеческого тела, считая, что человек – мера всех вещей. Именно пропорция человеческого тела в основе золотого сечения, по законам которого строится Парфенон.

 

Высота равна половине ширины. Если провести гипотенузу – и отложить на ней высоту, а расстояние с другой стороны спроектировать на нижней катет – в этой точке видим колонну. Другая колонна строится симметрично. И от этих колонн дальше строится весь фасад.

 

Древнегреческие архитекторы считали, что резкое преобладание прямого приводит к однообразию, к объединению формы, а отсутствие переходных кривых вызывает резкое «столкновение» колонн с архитравом. Чрезмерное же богатство кривых вызывает чувство беспокойства и перенасыщенности. И только соизмеримое сочетание – гармония прямого и кривого, противопоставленных друг другу, дает художественную форму, где достигается красота целого. Полное отсутствие прямых линий – характерная особенность Парфенона. Он построен быстрее на субъективной, чем на объективной основе. Чтобы создать вещь, которая кажется идеальной, эллины изобрели – систему оптических корректировок.

Одной из оптических иллюзий, которую использовали древние греки в строительстве Парфенона была, так называемая, иллюзия Геринга.

 

 

Архитекторы Древней Эллады знали, что строго горизонтальные линии и плоские поверхности издалека кажутся прогнутыми посередине. Стремясь скорректировать эту визуальную погрешность, в античной архитектуре использовалось такое явление, которое называется курватура – незначительная кривизна элементов здания. Например, идеально ровный пол, казался бы прогнутым посередине, чтобы этого избежать, полу Парфенона предана легкая выпуклость. В центре, ступени стилобата на 10 см выше, чем по краям. Если в один конец ступени положить предмет высотой 10 – 15 см и посмотреть на него с другого конца, то этот предмет не будет видным.

 

Другие горизонтальные линии (архитрав, фриз, карниз) также отличаются небольшой кривизной.

 

Кроме того, оси колонн не строго вертикальные, а слегка наклонены внутрь, создавая пирамидальную структуру. Наклон от 6,5 до 8,3 см. Он меняется в зависимости от места, которое занимает колонна и от того, в какой колоннаде она установлена. Поэтому все колонны Парфенона разные. Оси угловых колонн сходятся в одну точку на высоте нескольких километров.

 

Считается, что этот прием делает здание более устойчивым к землетрясениям. Также такое расположение колонн нивелирует оптический обман, при котором ряд вертикальных линий кажется расширяемым к верху.

Колонны Парфенона отличаются по толщине. Угловые сделаны более толстыми (1,95 против 1,9) чтобы другие колонны, вырисовываясь на светлом фоне, казались более тонкими. На некоторую высоту поставлены колонны внутренних рядов в портиках Парфенона, по отношению к колоннам наружного ряда. Поэтому, кажется, что они стоят дальше, а портик уходит в глубину. Это было сделано для создания впечатления массивности угловых колонн, которые удерживали основную тяжесть перекрытия, так как иначе они казались слишком тонкими и неустойчивыми.

Колонны фасадов имели энтазис – небольшое утолщение нижней части ствола колонны и ее сужение к верху по плавной кривой. Энтазис характерен для дорического ордера и применялся для придания большего изящества колоннаде.

Фасадные стороны имели интерколумнии по 2,4 м, которые сужались к углам до 1,78 м. Капители Парфенона – дорические. Их высота равна 0,082 общей высоты колонны. Пропорции антаблемента легче, чем это обычно принято в дорическом ордере. Высота его составляет 0,316 высоты колонны (3,29 м). Высота архитрава равна высоте фриза (1,345 м) соотношение высот архитрава, фриза, карниза – 10: 10: 4,46. Плоскости фронтонов наклонены в сторону зрителя.

Скульптура Парфенона в аллегорической форме посвящена победе греков над персами, а также богине покровительнице города – Афине.

Фигурный фриз, украшавший наружные стены наоса и отражал священную процессию афинян во время Панафиней.

У фронтонах: скульптурные рельефы «Рождение Афины», «Спор Афины и Посейдона». На северном фасаде изображена борьба греков с амазонками, восточный отображал борьбу богов с гигантами. Борьба кентавров с лапифами изображена на южном фасаде, падение Трои – на западном. Их объединяет победа эллинов над другими. Что важно: кентавры, гиганты, варвары и т.д. – чужаки – не греки – это символ животности, животного начала в человеке. Таким образом, в скульптурных формах высокой классики воплощена символическая победа эллинской культуры над варварами. Победа космоса над хаосом, разума над инстинктами.

Эрехтейон (421 – 406 гг. до н.э.) Размеры: 11, 63 Х23,5 м по стилобату. В Парфеноне все ясно и просто – здесь все сложно и живописно. Храм сложен и асимметричный в плане, что обусловлено рельефом. Два входа расположены на разных уровнях. Эрехтейон объединял два храма – Афины и Посейдона.

Каждый фасад Эрехтейона архитектурно своеобразный. С востока имел шестиколонный ионический портик с фронтоном. С западной стороны – ионический портик с четырьмя колоннами во фронтальной части и двумя – сзади угловых. Главным украшением Эрехтейона является южный портик, где вместо колонн поставлены шесть мраморных девичьих фигур-кариатид, которые непринужденно поддерживают перекрытия портика, выполняя конструктивную функцию. Высота скульптур – 2,6 м.

 

Театр Диониса находился у подножия Акрополя и был главным светским сооружением Аттики. Древнегреческие театры возводились, как правило, на склонах гор. Театр состоял из: орхестры, скены и театрона. Орхестра – круглая площадка для выступлений хора, к которой с одной стороны примыкала скена (помещение для подготовки актеров). Напротив нее, сооружался театрон, где находились зрительские места, которые располагались вокруг орхестры. Сначала в древнегреческих представлениях основным действующим лицом был хор, из которого выделился один актер-протагонист, который противопоставлялся хору, собственно, создавая трагедию как жанр. Трагик Эсхил добавил второго актера, трагик Софокл – третьего. На этих трех актерах и хоре в классической Греции развитие театра остановился. Софокл также изобрел и театральную декорацию.

Сооружения Афинского Акрополя имеют долгую и сложную историю. В византийскую эпоху в Парфеноне проходили церковные службы. Когда Греция попала под турецкое правление, его превратили в мечеть. Но в 1687 г. Во время войны турков с венецианцами, в устроенный в Парфеноне пороховой склад попал снаряд, нанеся храму значительное разрушение. После этого началось разграбление и дополнительное разрушение остатков других достопримечательностей ансамбля Акрополя.

Разрозненность и пребывания частей архитектурно-скульптурных фрагментов и отдельных деталей Акрополя является едва ли не личной трагедией для каждого современного грека, в частности мраморы Парфенона и одна из кариатид Эрехтейона, вывезенная лордом Элджином, находится в Британском музее Лондона. Кампания по их возвращению в Грецию продолжается давно и безрезультатно.