1960 - наши дни
Арт-феминизм — художественное направление, образовавшееся в контексте теории феминизма, подчеркивает существование дискриминации по половому признаку. Как художественное течение возникло в конце 1960-х гг. Концепция “арт-феминизм” базируется на огромном количестве морально-нравственных и социально-политических проблемах между женщиной и мужчиной, которые существуют много веков. Хорошо известен факт, что в недалеком прошлом женщинам запрещалось посещать художественные школы, не говоря об участии в выставках, что для современного человека кажется неадекватным. Вплоть до середины ХХ-го века в выставках доминировали мужчины, что лишь усиливало недовольство среди женщин-художников.
Арт-феминизм может существовать в форме живописи, фотографии, инсталляции, скульптуры, перформанса, спектакля, арт-протеста, видео и так далее. Сюжеты берутся из социальных проблем по отношению к женщинам: невозможность голосовать, запрет занимать высокие посты, нежелание ощущать себя секс-объектом или кухарки, не покидающей кухни, навязанная покорность; женщины требуют достойной оплаты труда, возможности решать обычные семейные вопросы без одобрения мужчин и так далее.
Ключевые идеи:
— “Почему нет великих художников-женщин?” — так обобщенно можно охарактеризовать вопросы женщин к современному обществу. Это может казаться поверхностным, но этот лозунг — лишь вершина айсберга, который, тая, раскрывает существующие проблемы, заставляя общество осознать их и освободиться от них.
— Арт-феминизм не зацикливается на природе женской сущности: он концентрируется на дефектах общества в целом, требуя равноправия в социальной иерархии. Произведения арт-феминизма — это голоса миллиона дам. Они выражают взаимоотношения между женщиной, мужчиной, ребенком и социумом. Это знакомство с глубиной женского сознания, с переживанием и со страхом. Представительница феминистского искусства просто напоминает, что она имеет такие же права как и мужчина. Она не субъект искусства, она — автор, творец.
Ключевые художники:
Йоко Оно, Ханна Вильке, Нан Голдин, Барбара Крюгер, Pussy Riot, Джуди Чикаго, Полин Боути, Джоан Браун, Мэй Уилсон, Ребекка Хорн, Синди Шерман и другие.
Ключевые произведения:
Bum. 1966. Полин Боути.
Arm Extensions. 1968. Ребекка Хорн.
Tied to Her Nature. 2002. Кики Смит.
Art as Experience. 2012. Linder.
Scenes 162. 2017. Katrien De Blauwer.
описание
Французский скульптор, живописец и график, работавший в США. Признанная одним из великих скульпторов 20-го века, Луиза Буржуа прожила невероятно долгую творческую жизнь. Ее карьера охватывает почти целое столетие, а работы отражают практически все крупные течения искусства этого периода: кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстрактное творчество.Несмотря на влияние самых различных художественных течений и стилей, работы Буржуа всегда оставались уникальными творениями современной скульптуры. Основанные на ранних, преимущественно травматических воспоминаниях из детства, они затрагивают самые глубокие человеческие чувства, всегда попадая прямо в цель. Огромные стальные пауки, странные объекты в клетках, пристальное внимание к взаимоотношениям полов, вызывают сильные эмоции и неподдельный интерес публики к неординарному творчеству художницы.Луиза Буржуа была одной из первых, кто использовал в своем искусстве прием Environmental art, который предполагает присутствие скульптурных композиций в повседневной среде человека. В отличие от стоящих на высоких постаментах традиционных изваяний, эти статуи размещались в непосредственной близости от человека, становясь частью их жизни. Кроме этого, Буржуа сыграла важную роль в становлении феминистского движения и оказала сильное влияние на развитие искусства инсталляции и перфоманса.
1911 - 2010