Фернан Анри Леже родился 4 февраля 1881 года в поселке Аржантан, Франция.
1881 - 1955
Французский художник, скульптор, мастер монументального декоративного искусства, один из грандов изобразительного искусства начала ХХ века.
Отец будущего художника занимался скотоводством, и умер, когда Фернану было всего несколько лет. Леже получил начальное образование в церковной школе в Теншебре, а после учился на архитектора в Канне.
Фернан Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма и заложил основы для таких авангардных течений, как неопластицизм и конструктивизм. Художник активно сотрудничал с группой кубистов «Золотое сечение», участвовал в выставках «Салона Независимых», «Осеннего салона», авангардного объединения «Стиль», основанного Мондрианом в Нидерландах и российского «Бубнового валета». Его интерес к возможности синтеза искусств привел к разработке и реализации нескольких архитектурных и дизайнерских проектов. Художник также ярко проявил себя в сфере прикладного творчества, сценографии, кино, книжной графике. Совместно с Озанфаном основал Свободную художественную школу, а позже и Современную художественную академию. С 1940 г. художник проживал в США, где преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии и многого добился в продвижения современных художественных тенденций в стране.
Ключевые идеи :
— Фернан Леже известен, прежде всего, как один из четырех великих фигур кубизма, наряду с Пикассо, Браком и Грисом. Будучи архитектором по образованию, художник рано заинтересовался значением фигуры и плоскости в живописном полотне. Следуя учению Сезанна, он работал в геометризированном стиле, особое внимание уделял форме предметов в своих произведениях и дополняя сложные многомерные композиции динамичными, насыщенными цветами.
— Искусство Леже имеет свои яркие индивидуальные черты и особенности. В отличие от своих коллег-кубистов он избегал использования отдельных, ни с чем не связанных фрагментов, и не поддерживал идеи аналитического кубизма, где предметы теряют свои очертания, плавно перетекая друг в друга.
— Он работал только с четкими и ясными формами, иногда очерчивая их толстой темной линией, а иногда разделяя с помощью цветовых и тональных контрастов. Особенность творчества автора – использование оригинальных трубчатых форм, за что его искусство даже называют особым термином – «тубизм». Наиболее ярко это видно в картинах «Обнаженные в лесу» 1910 г.а и «Деревня в лесу», написанная в 1914 г.
— Начиная с 1918 года, в творчестве художника возникает особый интерес к механическим деталям, в его картинах появляются элементы различных машин и современных конструкций. Индустриализированные города и новейшие технологические разработки очень впечатляли художника, который искренне восхищался научным прогрессом и вместе с этим опасался его, как источника мощной силы и энергии.
— Наряду с различными механизмами, в произведениях Леже появляются и люди. Сначала они выступают лишь дополнением в мире машин, но позже начинают играть более важные роли, превращаясь в главный объект изображения в творчестве художника. Человеческие фигуры постепенно утрачивают сходство с роботами, приобретая монументальные формы и подчеркнуто декоративное исполнение.
— Главной задачей своего творчества Ф. Леже считал доступность его для широких масс. Исходя из этой цели, он создал много социально направленных работ в позднем периоде своего творчества.
— Изображая современную реальность, будни рабочего народа и их праздники, Леже пытался доступными и простыми средствами выразить красоту человеческой души и ее стремление к совершенству. К таким произведениям можно отнести «Развлечения» (1943 г.), «Турист» (1954 г.), «Строители» (1950 г.) и ряд других полотен, а также настенные росписи, мозаики и витражи, созданные художником в нескольких церквях и общественных зданиях.
1881
1900
1904
1908
1914
1920
1930
1940
1950
1955
Фернан Анри Леже родился 4 февраля 1881 года в поселке Аржантан, Франция.
Переехал в Париж, где зарабатывал на жизнь исполнением архитектурных чертежей. После обязательной военной службы, не пройдя отбор в Высшую школу изобразительных искусств, поступил на обучение в частную художественную Академию Жюлиана. Познакомился с достижениями современного изобразительного искусства, в работах прослеживалось влияние импрессионизма.
Произошел большой прорыв в творческом становлении художника. Он посетил выставку работ Сезанна, которые произвели на него сильное впечатление, и начал работать в совершенно новом для себя направлении. Во время пребывания на Корсике в 1906 году художник создал серию пейзажей кубистической направленности.
Посетил колонию художников «Улей», где познакомился со многими представителями современного искусства. Среди его друзей оказались самые передовые художники, скульпторы и поэты: Р. Делоне, А. Архипенко, М. Шагал, А. Лоренс, Ж. Липшиц, Г. Аполлинер. В 1910 г. Леже впервые поучаствовал участие в выставке «Салона Независимых» и познакомился с произведениями Пикассо и Брака.
Был мобилизован в действующую армию, где получил легкие ранения и отравление газами и был вынужден проводить долгое лечение в Вердене. Первая мировая война сильно отразилась на творчестве Леже, которое приобрело нотки трагичности и отчаяния в этот период. После войны наступил период «механизации» в творчестве художника, когда Леже изображал движущиеся механизмы и машины в своих картинах.
Постоянно участвовал в «Салоне Независимых» и «Осеннем салоне», создал иллюстрации к нескольким книгам. Помимо живописи работал в кинематографе, создал сценографию для нескольких современных спектаклей. Леже много путешествовал по Европе, посетил Италию, Германию, Скандинавские страны, где участвовал в различных выставках. В 1924 г. снял фильм «Механический балет» совместно с М. Рэем и Д. Мэрфи и открыл вместе с Озанфаном Свободную художественную школу.
Совершил поездку в Соединенные штаты Америки, где проходила выставка в Нью-Йоркской галерее Валентена. В этот период Леже начал свою преподавательскую карьеру в Современной художественной академии.
Во время Второй мировой войны жил в США, где преподавал в Йельском университете и в калифорнийском колледже Миллса. Здесь художник продолжал свои творческие эксперименты, открывая новый для себя мир спорта, цирка, эстрады, городских развлечений. Искусство Леже продолжал развиваться и видоизменяться — можно увидеть человеческие фигуры, вращающиеся в пустоте, как будто в состоянии невесомости.
После войны вернулся в Париж. Художник вступил в коммунистическую партию, его картины приобрели социальное звучание, художественные методы упростились, стали более декоративными и монументальными. Леже принимал участие в нескольких крупных дизайнерских проектах. Участвовал в 26-й Биеннале в Венеции, во многих выставках в Германии, Италии, Восточной Европе.
Умер художник 18 августа 1955 года в Жиф-сюр-Ивет, Франция.
течение
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Фовизм
друзья
Робер Делоне
Александр Архи́пенко
Анри Лоран
Жак Липшиц
Хаим Сутин
Марк Шагал
Макс Жакоб
Александр Колдер
художники
Поль Сезанн
Анри Матисс
Жорж Брак
Пабло Пикассо
Анри Руссо
Жан-Леон Жером
течение
Неопластицизм
Абстракционизм
Мурализм
Тубизм
Поп-Арт
Конструктивизм
друзья
Андре Маре
Пит Мондриан
Альбер Глез
Тео ван Дусбург
Озанфан Амеде
Озанфан Амеде
Мари Лорансен
Александра Экстер
Надя Леже
Ле Корбюзье
Роман Юлианович Сельский
Alice Bailly
художники
Надир Афонсу
Асгер Йорн
Тарсила ду Амарал
Луиза Буржуа
Маргарита Сельская-Райх
Рой Лихтенштейн
Джеймс Розенквист
Эльсуорт Келли
Фрэнк Стелла
Константин Бранкузи
Джулс Олицки
Abdul Mati Klarwein