Жан Арп родился 16 сентября в 1886 году в Страсбурге.
1886 - 1966
Выдающийся немецкий художник, скульптор, дизайнер и поэт.
Его отец — немец из Киля, мать родом из Эльзаса. Беспокойный характер, склонность к переездам, по словам Арпа, была предопределена – он называл себя Жаном, когда говорил по-французски, и Хансом, когда переходил на немецкий.
Был членом-учредителем и участником многих авангардистских группировок в Цюрихе, Мюнхене, Берлине, Кёльне, Париже. Кавалер главных Орденов Франции в области культуры, лауреат многих престижных премий. Крупная коллекция произведений представлена в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, стоящем на площади им. Х. Арпа. Имя художника носит культурный центр в Кламаре, улица в Париже. Фонд Арпа в Бонне в 2004 г. получил статус национального музея.
Ключевые идеи:
— Ханс Арп видел в качестве соавтора процесса творчества случайность, считал ее частью своей работы. Поэтому он зачастую не задумывал сюжет, не давал названия произведению, ожидая конечный результат. Таким способом он стремился минимизировать вмешательство и контроль сознательного над таинством изобразительного искусства.
— Свои ранние коллажи Арп делал «фирменным способом»: разрывал бумагу на квадраты и сбрасывал их с высоты лестницы. Шанс на то, что они упадут на фон таким образом, что составят гармоничную композицию, ему всегда предоставлялся. Даже если Арп не был готов полностью отказаться от контроля над процессом, сама идея была невероятно радикальной и демонстрировала приверженность идеалам хаоса, что было отличительной чертой Dada.
— Абстрактные композиции Арпа предлагают зрителю такие органические формы, которые заставляют его любопытствовать. К примеру, в работе с двумя предметами один (вилка) опознается сразу и обеспечивает понимание, что второй – это рубашка, хотя объект можно трактовать как угодно. Вместе они подаются как согласованная структура, гармоничная, по мнению автора, для глаз зрителя еще и спокойным сочетанием цветов. В целом на протяжении всей своей карьеры Арп предпочитал неяркую палитру. В 1955 г. определил свои пристрастия к цветам: «особенно (люблю) черный, белый и серый».
— Работы Арпа обладают явным графическим качеством – коллажей этой касается в первую очередь, хотя и немногие живописные сюжетные полотна имеют главной характеристикой чёткую контурность и плоскостность изображения.
— На рубеже 1930-х художник создавал серию «Констелляции» (дословно — созвездие, а шире — взаимное расположение, взаимодействие). В этих композициях используются мягкие, плавно круглящиеся формы, похожие биологическую ткань или микроорганизмы, что растут, рассеиваясь в пространстве. Работа, названная «Конфигурацией с двумя опасными точками» показывает, что автор уделяет большое внимание достижению идеального структурного баланса. Композиция состоит из плавающих капель с нежными кривыми и явное демонстрирует чувство игры форм, а описательное название не лишено юмора, поскольку неясно — где эти так называемые опасные точки? Порой авангардист вводит древесную фактуру в соседство с бесплотными формами, и она становится элементом, подчеркивающим призрачность парящих в пустоте потусторонних теней.
— Скульптуры этого периода также округлы, биоморфны – то тянутся ввысь, то набухают, то, сжимаясь, бессильно опадают. Кажется – каждая живет самостоятельно, что особенно впечатляет, поскольку автор изображает только части – ноги или голову, ветку без дерева, лист. Арп не раз подчеркивал: искусство — форма проявления природы. Его дадаистическая абстракция — изображение жизненных процессов зарождения, роста и развития, гибели и возрождения.
1886
1904
1909 - 1912
1914 - 1917
1918 - 1922
1924 - 1927
1929 - 1937
1940 - 1945
1946 - 1950
1950
1961
1966
Жан Арп родился 16 сентября в 1886 году в Страсбурге.
Начал обучаться в Страсбургской школе искусств и ремесел, затем в Академии изящных искусств в Веймаре и в Академия Жюлиана в Париже (закончил в 1911).
Жил в Швейцарии, стал соучредителем «Современного Союза» (авангардная группа бернских художников). Познакомился в Мюнхене с В. Кандинским, работал над альманахом экспрессионистов «Синий всадник». Начал публиковать свои поэтические произведения.
Убегая от ужасов Первой мировой войны, перебрался в Цюрих; стал одним из зачинателей дадаизма. Иллюстрировал книги сотоварищей — Т. Тцара, Б. Пере, Р. Хюльзенбека; участвовал во встречах дадистов в «Кабаре Вольтера» (Цюрих). Создал первые абстрактные работы.
Нашел единомышленников в Берлине — Ханну Хёк , Рауля Хаусманна, Курта Швиттерс, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна, которые присоединились к движению Дада; в Кёльне познакомился с М. Эрнстом и вступил там в группу Dada. Оформил брак с Софи Тойбер, вместе с которой работал до самой ее смерти в 1942 г.
Переехал в Париж, где группа дадаистов была очень активной. Познакомился с Аполлинером, Пикассо, Модильяни, С. и Р. Делоне, Джейкобом. Стал членом группы Мондриана «Стиль». Работы появились на первой сюрреалистической выставке в галерее Пьер рядом с Кирико, Эрнстом, Клее, Дж. Миро и стали пользоваться коммерческим успехом. Стал сторонником сюрреализма, был близок к абстракционизму; поселился с женой в г. Кламар у границы Медонских лесов.
Получил заказ на перепроектирование интерьера исторического танцевального зала Aubette (заново открытый в 2006 г. зал назван «Сикстинской Капеллой абстрактного искусства»). Работал с женой. Написал сценарий фильма Х. Рихтера «День как день» (одну из ролей играл С. Эйзенштейн), стал членом Abstraction-Création. Начал работать над серией «Разорванные бумаги». Скульптуры включены в две крупные выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Покинул Париж в связи с оккупацией, жил в Грассе, юг Франции, и в Швейцарии. Произошла трагедия: Софи погибла от угарного газа. Смерть жены погрузила Арпа в глубокую депрессию на несколько лет.
Проживал в Медоне, продолжал эксперименты в пластическом искусстве, создавал шпалеры. Близко сошелся с Маргаритой Хагенбах, состоялся показ персональной выставки в Нью-Йорке (1949). В. Гропиус организовал заказ на масштабный рельеф для Гарвардского университета.
Создал монументальные произведения в Университетах Каракаса (Венесуэла, «Пастухи облаков») и Брауншвейга, изящный бронзовый рельеф для парижской штаб-квартиры ЮНЕСКО; участвовал в Международном Bienale в Венеции (1954), получил престижную премию за скульптуру в La Biennale di Venezia (1956). Крупная ретроспектива работ прошла в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1958). Получил Орден Почётного легиона (1959). Оформил брак с М. Хагенбах (1959).
Стал кавалером Ордена литературы и искусства. Триумфальный показ работ в Национальном музее современного искусства в Париже (1962). Художнику были присуждены Большая национальная художественная премия Франции (1963), Большая художественная премия земли Северный Рейн Вестфалия и Премия Карнеги (1964). Получил Золотую медаль Министерства культуры Италии, Премию Гёте Гамбургского университета (1965).
Жан Арп умер 7 июня 1966 года в Базеле, Швейцария.