Заха Хадид - SKETCHLINE

назад

1950 - 2016

Заха Хадид

описание

Синопсис

Заха Хадид (1950 – 2016) – ирако-британский архитектор, представитель деконструктивизма, био-тека, лидер проектирования гиперповерхности, лауреат Притцкеровской премии (2004). Хадид была одним из известных архитекторов, которые внесли свой вклад в концепцию архитектурной формы и пространства с новой, инновационной и футуристической точки зрения. Она имела тенденцию вводить некоторые особенности супрематизма в другие модели, такие как игнорирование гравитации и манипулирование землей на разных этажах, а также плавность и плавность. Хадид воспринимала архитектуру как искусство, которое можно эффективно использовать для удовлетворения потребностей пользователей. Ее стиль дизайна является результатом всеобъемлющего обзора всех параметров проекта в отношении аспектов рациональности. Это непрерывное и интерактивное исследование формы, функции, общества, культуры и новизны.

Идеи Хадид близки к идеям Казимира Малевича, его архитектонам, и Эль Лисицкого.

Особенности авторского стиля Захи Хадид:

  1. Большая крайность в формообразовании. Постоянное столкновение  подобных невозможностей. Искривление-деформации и диссонансы. Красота простых геометрий, сдвигов и нависаний, контраста масштабов и размещения крупного и целого над мелким, важность динамики восприятия по мере обхода.
  2. Антигравитационная идея в архитектуре. Использование технологий не для декорирования, а для создания невидимости инженерной составляющей, инного подхода к проектированию стпуктуры здания.
  3. Использование идей «ландформ». Проекты смежные с ландшатом:важно, каким образом в этом ландшафте размещены нужные элементы, какова будет  топографияпроекта, каким будет угол падения света. Новейшие проекты и реализации архитектора напоминают поверхности геотектоники, — искусственные надландшафты (например – проект комплекса водных стадионов в Лондоне).
  4. Архитектура гиперповерхности–создана цифровым проектированием криволинейной поверхности многомерного пространства. Снятие противопоставления реального и виртуального как двух разных миров.
  5. Проекты Захи Хадид будто незнакомые загадочные территории, которые ожидает открытия и исследования.
  6. Свет и тень постоянно чередуются, освещая акценты экспозиции, и основные направления движения, интенсивно освещенные входные зоны.
  7. Парящие в воздухе объемы, формы, перспективы, световые направляющие и пространства в далекие от эвклидовой геометрии. Здесь артикулируется новое.
  8. Сочетание различных типов материалов – гладких и грубо фактурных, пористых и специально обработанных – поддерживает идею таинственности, Непознанности.
  9. Основной конструктивный материал – железобетон, который легко создает впечатлениетекучести архитектурных форм.

Основные сооружения:

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия (1994);
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США (1998);
  • Садовий павильйон у Вайле (1999);
  • Морской терминал регулярных рейсов, Солерно, Италия (1999);
  • Вокзал Hoenheim-Northи автостоянка, Страсбург, Франция (2001);
  • Великаямечеть (Страсбург, 2000);
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия (2002);
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания (2005);
  • Станции канатной дороги, Инсбрук, Австрия (2005);
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия (2005);
  • Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия (2005);
  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания (2006);
  • Станция Фуникулера, Австрия (2007);
  • Национальный музей искусств XXIвека, Рим, Италия (2010);
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия (2011);
  • CMACGMTower, Марсель, Франция (2011);
  • Оперный театр, Гуанчжоу, Китай (2011);
  • Проект театра в Рабате, Марокко (2010 – 2014)
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан (2012);
  • «Инновационная башня Жокей-клуба» (Политехнический университет в Гонконге, Китай) (2013);
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия (2015);
  • Здание администрации порта Антверпена, Бельгия, Антверпен (2016);
  • Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы, Саудовская Аравия, Эр-Рияд, (2017);
  • Capital Hill Residence, частный дом предпринимателя Владислава Доронина, Барвиха, Россия (2018).

 

Здание жилого комплекса IBA в Берлине (1985) в творчестве Захи Хадид начинается период, который позже назовут деконструктивизмом. Это плавно деформированный, почти правильный параллелепипед. Прозрачная стена не скрывает мягко изогнутую наклонную оболочку и пространство, очерченное консольными лучами. Эти перекосы и деформации формируют ощущение нового.

Пожарное депо фирмы Витра Вайл-ам-Райн (1989 — 1993) на границе со Швейцарией строится в1989-1993. «Идеей было расположить скромную по размерам новостройку так, чтоб она не потерялась в окружении существующих монументальных объемов. Она должна была подхватить общий ритм, включится в общее структурирование пространства оси. Станция проектировалась изначально как внешнее ограничение и завершение ландшафтной зоны, аллеи, скорее как определяющий пространство элемент …». Такая активная пространственно-формирующая позиция реализуется длинным узким сооружением, точнее, совокупностью параллельных стен, которые как бы заходят друг за друга. В соответствии с функциональной необходимостью стены местами раскрываются, наклоняются, расступаются. Соотношение формы и функции в пожарном депо не однозначны. Внешние формы совсем не соответствуют внутренним пространствам, то есть функции. Здание пожарной станции имеет кардинальное значение в творчестве З. Хадид. Прежде всего она доказала, что ее сложные пространственные планы можно реализовать.

Жилой комплекс Шпиттельляу в Вене (2008). Сложная композиция из остроугольных, покосившихся и динамических объемов. Стремление новизны и необычности образа доминирует над функциональной стороной здания: из-за своего планировочного несовершенства оно так и осталось незаселенным.

Станция канатной дороги в Инсбруке (2004 — 2007). При проектировании учитывались особенности поведения льда в природе, расположение и смещение ледяних глыб, в результате З. Хадид спроектировала четыре станции с перекрытием из матового стекла, что по форме были имитацией застывшего движения воды.

Мост-павильон на ЭКСПО-2008 в Сарагосе (2004 — 2008). Проект заключается в наполнении твердых материалов и статических конструкций динамикой, протекающей энергией, присущей жидким средам, ведь вода была главным предметом выставки. Мост состоял из четырех модулей-отсеков, форма которых генерируемая на основе ромбовидного сечения, сделала конструкцию максимально устойчивой.

Гидропиус в Хаарлеммермеер (2002). Павильон был построен для Всемирной выставки садово-паркового искусства и должен символизировать достижения народного хозяйства региона. Архитектура павильона метафорическая, напоминает футуристический гидроплан, состоящий из двух объемов, перекрытых наклонными металлическими плоскостями, что вызывают впечатление образа крыльев самолета.

Заха Хадид

Они повлияли

течение

Деконструктивизм

Супрематизм

художники

Рем Колхас

Элиа Зегелис

Казимир Малевич

Он повлиял

друзья

Леввей Вудс

Стивен Холл

Стэнли Сэйтовиц

описание

Проект заключается в наполнении твердых материалов и статических конструкций динамикой, протекающей энергией, присущей жидким средам, ведь вода была главным предметом выставки. Мост состоял из четырех модулей-отсеков, форма которых генерируемая на основе ромбовидного сечения, сделала конструкцию максимально устойчивой.

2004 - 2008

описание

Сложная композиция из остроугольных, покосившихся и динамических объемов. Стремление новизны и необычности образа доминирует над функциональной стороной здания: из-за своего планировочного несовершенства оно так и осталось незаселенным.

2008

описание

В творчестве Захи Хадид начинается период, который позже назовут деконструктивизмом. Это плавно деформированный, почти правильный параллелепипед. Прозрачная стена не скрывает мягко изогнутую наклонную оболочку и пространство, очерченное консольными лучами. Эти перекосы и деформации формируют ощущение нового.

1985

описание

Бизнес-центр «Пересвет-Плаза» (Dominion Tower), Москва, Россия Площадь: 27,700 кв. м / 62х50.5 м Высота: 36.27 м / 9 этажей

2012 - 2015

описание

Здание администрации порта Антверпена (Port House), Бельгия, Антверпен Стоимость строительства: 55 миллионов евро Площадь: 20,600 кв.м

2009 - 2016

описание

«Инновационная башня Жокей-клуба» (Политехнический университет в Гонконге, Китай) Стоимость постройки: HK$249 миллионов Площадь: 15,000 кв. м Высота: 78м

2007 - 2014

описание

Оперный театр, Гуанчжоу, Китай Площадь: 60,000 кв.м Стоимость постройки: $200 миллионов Количество посадочных мест: 1804

2003 - 2010

описание

CMA CGM Tower, Марсель, Франция Стоимость постройки: $130 миллионов Площадь: 94,000 кв. м Высота: 145м

2005 - 2010

описание

Центр водных видов спорта (Лондон), Англия Построен под олимпиаду 2012 года в Лондоне. Владелец здания: Стюарт Фрейзер Девелопер: Balfour Beatty Стоимость постройки: £269 миллионов Количество посадочных мест: 2,500 Площадь: 36,875 кв,м

2005 - 2011

описание

Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия Площадь: 30,000 кв.м Стоимость постройки: 150 миллионов евро

1998 - 2009

описание

Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия Площадь: 27,500 кв. м Стоимость постройки: $60 миллионов

2001 - 2005

описание

Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия Площадь: 12,000 кв.м Стоимость постройки: 79 миллионов евро

2000 - 2005

описание

Станция канатной дороги в Инсбруке, Австрия. Построена в 2005 году. Находиться на горе Хафелеркар высотой 2300 м.

2005

описание

Морской терминал регулярных рейсов, Солерно, Италия

1999

описание

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан Площадь: 57,519 кв. м Стоимость постройки: $250 миллионов

2007 - 2012

описание

Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра» Вайль-на-Рейне, Германия Площадь: 852 кв. м

1990 - 1993