Чешский художник, график-иллюстратор, сценограф и писатель. Ян Зрзавый был одним из ведущих представителей художественного национального авангарда 20 столетия, одним из основателей творческого объединения художников «Sursum», членом Ассоциации художников Чехии «Manes», Союза художников-графиков «Голлар». Произведения мастера в 1937 году были причислены нацистами к списку «дегенеративного искусства». В 1965 г. ему было присвоено звание Народный художник Чехословакии. В галерее Яна Зрзавого в Телчи выставлены работы, которые он завещал своему народу.
Ключевые идеи:
— Начальный период творчества Яна Зрзавого был отмечен работами, созданными в стиле чешского сецессиона – синтеза приемов уже затухающего модерна, символизма и ставшего во Франции классикой импрессионизма.
— В «Долине печали», «Ноктюрне» и других ранних картинах явно проявился тот лиризм, который в последующие годы стал выразительной частью его своеобразной манеры.
— Жанровые и религиозные (а художник был человеком искренне и глубоко верующим) произведения пронизывают ноты меланхолической созерцательности, его лирические национальные пейзажи, фантастические ландшафты и натюрморты отмечены ясностью утончённого линейного ритма.
— После событий первой мировой войны, глубоко затронувших Яна Зрзавого, в творчестве проявился поэтический, абстрагирующийся от реальности стиль, формы и объемы становятся простыми, силуэты – мягкими, а колористические решения, по мнению искусствоведов, не слишком художественными.
— В последующем творчестве Ян в станковой живописи все больше сосредотачивался на пейзаже. Черпая вдохновение в знакомстве с новыми странами, он писал итальянские (в основном венецианские), бретонские виды, нередко создавая два варианта – к примеру, венецианский собор Сан-Марко дневной и ночной. К выработанной технике прибавились черты кубизма, но далеко не в чистом его виде.
— Художник применял технику коллажа – в одном из вариантов «Клеопатры», например, использовал дерево и золочение.
В период, когда искусство Яна было причислено к “вырожденческому” и в годы второй мировой войны в картинах стала проявляться угрюмость и фатальность, хотя наряду с мотивом смерти присутствует и надежда, чаще выраженная в подборе гаммы, как в «Венецианском натюрморте». Свой в значительной степени лирический стиль, строящийся на воображении, а не натуре, художник сохранил и в послевоенное время. В целом для всего творчества чешскому мастеру характерны повторяющиеся мотивы, особенно часто — образ Клеопатры и виды Бретани.
— Наряду с живописью Ян Зрзавый много занимался графикой, проиллюстрировал огромное количество книг. Рисунки мастера демонстрируют великолепную технику и умение передать динамику сюжета.