Всеволод Максимович родился в 1894 году в Полтаве, Украина.
1894 - 1914
Украинский художник, рисовальщик-график. Самобытный художник-авангардист начала 20 века, не получивший систематического художественного образования в силу чрезвычайно короткой жизни (20 лет), стал одним из ярчайших украинских представителей стиля модерн.
В раннем возрасте проявил талант рисовальщика. Освоил основы изобразительного искусства у А. Рощиной. Первые уроки живописи Максимович брал у полтавчанина Ивана Мясоедова, сына известного мастера бытовых сцен и основателя передвижничества Григория Мясоедова.
Произведения Всеволода Максимовича (26 полотен), попавшие в Киев еще в 1926 году, впервые были выставлены Национальным художественным музеем Украины в 1996-ом. Большой резонанс вызвала в 2007 году выставка «Перекрестки: модернизм на Украине, 1910-1930 гг.», которая проходила в Чикагском культурном центре с участием полотен В. Максимовиче.
Все основные живописные работы Всеволода Максимовича сохранила молодая поэтесса-футуристка Надежда Николаева (писала стихи под именем Надя Эльснер), в которую художник был безответно влюблен. В 1925 году 26 картин былиприобретены у неё Федором Эрнстом, сотрудником Всеукраинского исторического музея им. Т. Шевченко (сейчас это Национальный художественный музей в Киеве). Работы были показаны на выставке и отображены в каталоге только в 1996 году.
Произведения полтавчанина показали, что стиль модерн, охвативший в начале 20-в века почти все европейские страны, заметный след оставил и в украинской культуре. Однако в последующие десятилетия они считались «декадентскими» и «идеологически вредными».
Ключевые идеи :
— В. Максимович начал творческую карьеру с того, что смело использовал в картинах целый набор художественных приемов, присущих символизму и модерну. Главной темой его произведений стали образы античности, он с вдохновением воссоздавал архаический культ плодородности, красоты тела (повлияло участие в «Саде богов» И. Мясоедова).
— Изображая многочисленные растительные узоры, оплетая гирляндами персонажей, похожих на олимпийских атлетов, художник добивался преувеличенного звучания своего символизма и своего югендстиля. Наиболее точно охарактеризовал эти полотна в статье про украинский модернизм «Перепутья» историк Дж. Боулт: «Липкие щупальца его (В. Максимовича) композиций охватывают пространство, освещенное янтарным светом, заполоненное дионисийскими нимфами, обезумевшими эфебами, порочными аполлонами, сластолюбивыми аргонавтами». Органично соединил молодой художник эти полные загадочности, застывшие в величественной неподвижности крепкие персонажи с фантастическим фоном, где преобладает мотив «павлиньего глаза». Это тем более уникально, что атлетизм — редкая для модернизма черта.
— Свои фантазии художник реализовал по законам декоративных полотен-панно. На лицо четко выстроенный передний план, мозаичное сопряжение матово-приглушенных цветных пятен, богатство орнаментальных контурных линий.
— Еще одна особенность, свойственная украинскому представителю ар-нуво, — драматическое сопоставление цветов. Автопортрет, к примеру, построен на глубоком черном и ослепительно белом фоне-орнаменте, из которого возникает элегантный и удивительно красивый молодой человек.
— Исследователи отмечают, что портреты и сюжетные картины Максимовича обозначены нарциссизмом, поскольку красивые лица на его панно — и женские, и мужские — словно «списаны» с самого автора. Сильное впечатление производят глаза своим задумчиво- печальным и чаще отрешенно-холодном выражением, передающим ощущение внутренней опустошенности, душевной усталости, отречение от мира, предчувствием близкой смерти, «атрибуты» которой не случайно присутствуют на орнаментальном фоне.
— Как и внешнее впечатление о личности художника (одни считали его романтическим денди, а других он экстравагантностью настораживал), так и картины в сущности очень молодого автора, еще ищущего свой окончательный стиль, вызывали противоречивые отклики. Искусствоведы нередко упоминают о некой творческой мании величия, «безнадежных попытках облачиться в тогу гения».
— Член футуристической группировки «Мезонин поэзии» Б. Лавренев в воспоминаниях писал, что «полотна, которые он (Максимович) писал, состояли из спутанных кружков и переплетающихся колец — голубых, зелёных, розовых, похожих на груды отливающих радугой мыльных пузырей». Литератор не увидел в картинах юного живописца главного — Максимович стремился идею жизнетворчества, проповедуемого символистами и модернистами, непременно претворить в жизнь, выразив ее в линиях и красках.
1894
1910 - 1912
1912
1913
1914
Всеволод Максимович родился в 1894 году в Полтаве, Украина.
Попал в окружение эпатажного полтавского художника Ивана Григорьевича Мясоедова, бывшего не только его учителем, но и руководителем художественно-философского объединения единомышленников «Сад богов», членом которого стал юный Максимович. В некоторых источниках группа именуется нудистским кружком атлетов-полтавчан или нудистской спортивной колонией И. Мясоедова. Познакомился с Ф. Кричевским, ставшим его другом.
Переехал в Москву, где обучался у архитектора и профессора Училища живописи, ваяния и зодчества Ивана Рерберга, познакомился с творчеством Михаила Врубеля, Обри Бёрдслея (Англия), Юлиуса Дица и Томаса Гейне (Германия), их российскими последователями Константином Сомовым, Николаем Феофилактовым и др.
Лично познакомился с М. Ларионовым и Н. Гончаровой и их единомышленниками М. Ле-Дантю, К. Зданевичем, С. Романовичем, А. Шевченко и др.
Участвовал в двух столичных (Москва, Петербург) выставках, организованных по случаю празднования юбилея Дома Романовых. Выставки «Русское народное искусство» имели основной целью показать единство культур разных народов, населяющих имперскую Россию. Полотна Максимовича были замечены и отмечены критиками как достойные.
Девятнадцатилетний юноша из провинции был приглашен на одну из главных ролей в экспериментальной постановке художника Михаила Ларионова — футуристическом фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». Играя «писателя-футуриста», Максимович безответно влюбился в героиню-партнёршу, Надежду Николаеву (псевдоним — Нада Эльснер). Для съемок Максимович создал декорации — несколько гигантских панно. Художественный немой фильм Владимира Касьянова считается утраченным — последний раз публично показывался в конце 30-х гг. в Ленинградском Доме кино. Весной художник собрал 20 картин для персональной выставки, в целом не принятой друзьями, не привлекшей внимания меценатов и коллекционеров, что в совокупности со страданиями неразделенной любви толкнуло 20-летнего художника к самоубийству.
течение
Символизм
друзья
Михаил Ларионов
Михаил Ле-Дантю
художники
Обри Винсент Бёрдслей
Михаил Врубель
Константин Сомов
Иван Рерберг
Томас Теодор Гейне
Джулиус Диас
Николай Петрович Феофилактов
Василий Дмитриевич Милиоти
Степан Бакалович
Вильгельм Котарбинский
Генрих Семирадский
Исаак Израилевич Бродский
Кричевский Фёдор Григорьевич
Иван Григорьевич Мясоедов
течение
Модерн