Уильям Блейк - SKETCHLINE

назад

28 ноября 1757 года, Лондон, Великобритания - 12 августа 1827 года, Вестминстер, Великобритания

Уильям Блейк

описание

Английский художник-новатор, один из первых представителей романтизма, не получивший должного признания при жизни, но оказавший большое влияние на развитие европейского авангардного искусства. Уильям Блейк больше известен широкой публике как поэт, чьи произведения отображали оригинальные философские взгляды, но картины и графические работы мастера отличаются не меньшей глубиной и яркостью образов.

В своих произведениях Блейк создал собственную Вселенную, населенную богами, мифическими существами и библейскими персонажами. Еще в юности художник отошел от академических канонов в живописи и выступал за свободу самовыражения без каких-либо ограничений творчества. Эти идеи, которые реализовались в изобразительном искусстве лишь в конце ХIХ века, казались современникам абсурдом чуть ли не сумасшествием. Но Уильям Блейк без устали творил, не обращая никакого внимания на неприятие и критику. Он создал потрясающие по своей глубине и выразительности гравюры к Божественной комедии Данте и Библии, а также многочисленные иллюстрации к собственным произведениям.

Окруженный лишь небольшой группой последователей, художник и поэт умер в безвестности и крайней бедности. Лишь только после его смерти о необычайном таланте Блейка заговорили в Англии, а позже и во всем мире. Выдающийся писатель ХIХ века Уильям Россетти, один из основателей Братства Прерафаэлитов, назвал его «славное светило». Он говорил об Уильяме Блейке: «человек, ни предвосхищенный предшественниками, ни классифицированный современниками, ни замененный известными или предполагаемыми преемниками».

Ключевые идеи:  

— Произведения художника отличаются сложностью, многогранностью и противоречивостью. В них прослеживается тяга к мифологии и символизму, где каждое изображение помимо явного, несет еще несколько тайных значений. Блейк совершенно по-особому интерпретирует известные мотивы и характеры героев, а сюжеты имеют несколько разных, порой противоречивых толкований.

— Будучи противником церкви и ограничений, которые она накладывает на сознание человека, Блейк насыщал свои произведения религиозными образами и создал серию гравюр иллюстрирующих Библию. По словам самого художника, его творчество основывалось на видениях, которые его посещали с детских лет, и которые носили религиозный характер.

— Центральным образом живописи и графики Уильяма Блейка всегда был человек. В отличие от современников, изображающих портреты и пейзажи, художник концентрируется на человеческом теле, которое является у него выражением эмоций, внутреннего состояния человека и его души. Герои произведений художника – физически сильные, мускулистые люди, но их тела настолько гибкие и пластичные, что они не похожи на реальных людей, а действительно напоминают мифических и библейских героев.

— Блейк был противником индустриализации,  господства науки и разума над чувствами человека. Он считал, что современное общество ставит человека в слишком жесткие рамки, и что основой каждой личности является безграничная фантазия и вдохновение. Свое несогласие с существующими порядками он выражал в своих произведениях, насыщенных тонкими намеками и аллегориями.

— Уникальность творчества Уильяма Блейка состоит в том, что он объединял собственные литературные и художественные произведения в единое целое. Иллюстрациями к своим работам художник не только передавал их сюжет, но и подчеркивал эмоциональную составляющую, а иногда и добавлял новые оттенки смысла к написанному тексту.

— Уильям Блейк был новатором не только в сюжетах и образах своих картин. Он применял оригинальные графические техники, одна из которых стала известна как «Светящаяся гравюра Блейка» или рельефная гравюра. Ее основное отличие было в том, что цвет наносился на рисунок уже после оттиска на бумаге. Этот способ позволял тратить меньше времени на создание объемного  материала и широко использовался для создания небольших тиражей иллюстрированных книг.

Уильям Блейк

Они повлияли

течение

Ренессанс

друзья

Джон Флаксман

Иоганн Генрих Фюссли

Джеймс Барри

художники

Сандро Боттичелли

Леонардо да Винчи

Микеланджело

Фра Анджелико

Он повлиял

течение

Реализм

друзья

Джон Флаксман

художники

Данте Габриэль Россетти

Джон Эверетт Милле

Джон Уильям Уотерхаус

описание

Небольшая картина, выполненная на доске из красного дерева, создана на основе рисунка из цикла «Головы призраков». Блейк, которому с детства являлись различные видения, увидел этот устрашающий образ в одном из них, и запечатлел на бумаге в присутствии известного астролога и художника Джона Варли.

1820

описание

Многие картины Уильяма Блейка являются иллюстрациями к его собственным литературным произведениям. «Песня Лоса» - одна из поэм, входящая в цикл «Пророческие книги», в которых автор создал собственную фантастическую Вселенную и сложную философскую систему.

1808

описание

В основу произведения лег библейский сюжет о воскресении Христа. В Священном писании говорится, что когда Мария Магдалина вошла в гробницу, она увидела двух парящих ангелов, но тела Иисуса нигде не было.

1805

описание

Монотипия с добавлением чернил и акварели является иллюстрацией к Книге пророка Даниила, в которой рассказывается о царе Навуходоносоре II. Этот ветхозаветный царь был покаран Всевышним за гордыню, и вынужден был скитаться в одиночестве, превратившись в подобие дикого зверя.

1805

описание

Картина относится к серии иллюстраций к Библии, которые художник выполнил между 1805 и 1810 годами. Сюжет произведения взят из 12 главы Апокалипсиса, в которой повествуется о женщине готовой родить ребенка, и драконе, собирающемся его сожрать, как только он появиться на свет.

1805 - 1810

описание

Как и многие произведения Уильяма Блейка, работа имеет библейскую тематику. Она иллюстрирует пророчество из Евангелия от Матвея, в котором говорится, что трубящий ангел возвещает наступление страшного суда, и благочестивые девы смиренно ждут его, в то время как глупые паникуют и падают на землю от страха.

1799 - 1800

описание

Знаменитого ученого Исаака Ньютона художник изобразил сидящим на камне и целиком погруженного в свои научные исследования. Уильям Блейк был настроен враждебно по отношению к современной ему науке и не признавал оптическую теорию Ньютона, считая ее бездушной и лишенной жизни.

1795

описание

Геката - древнегреческая богиня лунного света, потустороннего мира, всего таинственного и фантастического, а также всевозможной магии и колдовства. Ее часто называли «богиней трех дорог» и изображали в виде трех фигур, привязанных друг к другу спинами и смотрящих каждая в свою сторону.

1795

описание

Для создания произведения Уильям Блейк использовал особую технику «светящейся печати», благодаря которой светлые фигуры на темном серо-зеленом фоне выглядят мистическими и загадочными. В отличие от других работ художника, которые являются иллюстрациями к литературным произведениям, сюжет работы не имеет определенного источника.

1795

описание

Самая узнаваемая картина Блейка, ставшая одним из символов масонства. В центре произведения изображен Создатель, которого Блейк называл придуманным именем Уризен, творящий Землю при помощи огромного циркуля.

1794