Родился в Цинциннати, штат Огайо. Про детство художника известно мало. Он сам всегда говорил, что в родном городе ему было скучно, и он был самым заурядным мальчиком, которого только можно представить.
23 февраля 1931 года, Цинциннати (США) - 17 декабря 2004 года, Нью-Йорк (США)
Один из главных художников американского поп-арта, известный изображениями стилизованных женских обнаженных фигур, которые были основной темой и предметом пристального внимания живописца. Черпая вдохновение в абстрактном экспрессионизме, особенно работах Виллема де Кунинга, художник переосмысливал образы и создал собственный уникальный стиль, предельно реалистичный, заманчивый и вместе с тем холодный и отстраненный, не затрагивающий глубоких чувств зрителя.
Свою карьеру Том Вессельманн начал в качестве карикатуриста. Он работал в нескольких популярных изданиях, в том числе так называемых «мужских» журналах, что объясняет эротичность и откровенную сексуальность большинства его картин. Несмотря на то, что тематика и стилистика работ художника широка и разнообразна, Том Вессельманн вошел в историю изобразительного искусства как автор серии работ «Great American Nude». Созданные в 1960-х годах, эти картины изображают привлекательные женские фигуры на фоне известных символов американского общества, выполненных в патриотических красных, белых и синих цветах.
Не причисляя себя ни к какому художественному течению, Том Вессельманн вел постоянный диалог со своими предшественниками и современниками, а также оказал глубокое влияние на последующие поколения американских художников. Его способность представлять женское тело как предмет потребления перекликается с работами Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, а утверждение художника, что в его работах «нет никакого смысла», породило знаменитое высказывание Фрэнка Стелла о том, что живопись «это только то, что вы видите, и ничего больше».
Ключевые идеи:
— Женские образы в произведениях Тома Вессельманна заманчивы и эротичны. Он изображает девушек во время отдыха, на пляже с коктейлем в руках или дымящейся сигаретой в напомаженных губах. Их силуэты четко очерчены, а позы расслаблены. Особо тщательно автор прорисовывает такие детали как губы, зубы, соски и ногти женщин. Эти детали неизменно присутствуют в каждой работе, и являются своеобразным фетишем Вессельманна.
— Огромное влияние на все творчество Тома Вессельманна оказали произведения известного абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга. Впервые увидев его серию под названием «Женщины» в конце 1950-х годов, художник испытал настоящий культурный шок, и его творчество пробрело совершенно другой вектор развития. Комбинируя гладкую текстуру рекламных плакатов и привлекательность абстрактных форм, он пытался, по его собственным словам, «сделать фигуративное искусство таким же захватывающим, как абстрактное искусство».
— В произведениях Тома Вессельманна нет полутонов, намеков и загадок. Его краски яркие и открытые, а сюжеты не содержат глубокого смысла, а лишь демонстрируют реальность, происходящую «здесь и сейчас». Женщины в работах художника, несмотря на всю их раскрепощенность и привлекательность, вызывают чувство холодной отрешенности. Они абсолютно безлики и напоминают манекены с витрины магазина или актрис из рекламных роликов, которые лишь демонстрируют внешнюю привлекательность, но не испытывают никаких реальных чувств.
— На протяжении всей своей карьеры художник отрицал свою принадлежность к движению поп-арт. Несмотря на то, что он использовал в своих картинах элементы рекламы и предметы быта, Том Вессельманн никогда не возвеличивал и не критиковал культуру потребления. По его словам, он лишь стремился как можно дальше уйти от абстрактного искусства, делая вещи как можно более предметными и осязаемыми – следовательно, доступные для понимания самой широкой публикой. Художник говорил, что его главный интерес заключался не в том, чтобы привлечь внимание к предмету, а в том, чтоб использовать эти предметы в соответствии со своими целями.
1931
1949
1952
1954
1956
1958
1959
1961
1962
1963
1980
1983
Родился в Цинциннати, штат Огайо. Про детство художника известно мало. Он сам всегда говорил, что в родном городе ему было скучно, и он был самым заурядным мальчиком, которого только можно представить.
Учился в колледже Хирам, а после в Университете Цинциннати, где изучал психологию. В то время Том абсолютно не интересовался изобразительным искусством и не собирался становиться художником.
Был призван в армию США и служил в Корее. Во время службы Вессельманн начал рисовать карикатуры и комиксы и задумываться о карьере коммерческого художника.
Начал изучать рисование в Академии художеств Цинциннати. Во время учебы подрабатывал, рисуя иллюстрации для мужских журналов и карикатуры для юмористических периодических изданий, которые имели определенный успех.
Переехал в Нью-Йорк с намерением продолжить карьеру карикатуриста. Вессельманн поступил в Cooper Union, одну из самых престижных и конкурентоспособных художественных школ в Соединенных Штатах.
Под влиянием живописи Виллема де Кунинга и Роберта Мазервелла, чьи работы можно было часто увидеть в галереях на Манхэттене, проявил интерес к пейзажной живописи и обнаженной натуре. Вскоре решил отказаться от карьеры иллюстратора. Большое влияние на формирование стиля художника оказала поездка в Нью-Джерси, где Вессельманн писал сельские пейзажи.
Вместе с Марком Рэтлиффом и своим соратником из Цинциннати Джимом Дайном стал одним из основателей художественной галереи Джадсон в Нью-Йорке. В то время художник зарабатывал на жизнь преподаванием искусства в государственной школе в Бруклине, а затем в Высшей школе искусства и дизайна.
Первая персональная выставка художника состоялась в галерее Танагер в Нью-Йорке. В том же году Том Вессельманн начал свою знаменитую серию «Great American Nude», которая изображала привлекательных и сексуальных обнаженных женщин.
Принял участие в крупной выставке под названием «Новые реалисты», которая прошла в Нью-Йорке. Вместе с Томом Вессельманном в экспозиции принимали участие такие художники как Джим Дайн, Роберт Индиана, Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург, Джеймс Rosenquist, Энди Уорхол. Эта выставка стала важным событием для утверждения поп-арта как ведущего направления в изобразительном искусстве США и Европы.
Женился на художнице Клэр Селли, с которой познакомился во время учебы в Cooper Union. Клэр была его музой на протяжении всей жизни и позировала для многих работ Вессельманна.
Опубликовал автобиографию и обзор своих работ под псевдонимом Слим Стилингворт.
Начал создавать произведения из металла, потратив год на подготовку специальной технологии для его обработки с помощью лазера. Вессельманн вырезал из тонкого стального листа контуры предметов, красил их, составлял из них объемные композиции.
течение
Абстрактный экспрессионизм
Фовизм
Поп-арт
друзья
Алекс Кац
Рой Лихтенштейн
Марк Рэтлифф
художники
Анри Матисс
Виллем де Кунинг
Эдуард Вюйар
Пит Мондриан
Роберт Мазервелл
течение
Поп-арт
друзья
Алекс Кац
художники
Джим Дайн
Эрик Фишл
Фрэнк Стелла
Клэр Селли
Джон Керрин
Джефф Кунс
описание
Выполненное в ярких тонах и в характерной для художника упрощенной манере с крупными цветовыми плоскостями, композиция изображает двух обнаженных женщин. В этой работе Том Вессельманн отдает дань наследию великого Анри Матисса, цитируя одно из его произведений и добавляя в него узнаваемые черты собственной творческой манеры.
2003
описание
В конце 1980-ых и начале 1990-ых годов Том Вессельманн создал серию картин, в которых изобразил обнаженную натурщицу на фоне известных произведений искусства. Помимо Пита Мондриана, который был одним из кумиров художника, он использовал картины Р. Лихтенштейна, Э. Уорхола и А. Матисса, отдавая дань уважения этим мастерам.
1988
описание
Несмотря на то, что Том Вессельманн настаивал на полной бессодержательности своих работ, картина из серии «Спальни», изображающая лицо девушки на фоне домашнего интерьера, вызывает определенные чувства. Яркий макияж и обнаженная грудь женщины выглядят заманчиво, а закрытые глаза говорят о расслабленности и наслаждении.
1984 - 1993
описание
В работах Тома Вессельманна 1980-ых годов часто можно встретить интересные композиции, которые состоят из нескольких отдельных холстов необычной формы. Обычно это были все те же любимые автором предметы: дымящиеся сигареты, женские губы и грудь, продукты питания и мелкие бытовые вещи, наподобие помады или солнцезащитных очков.
1981
описание
За свою карьеру Том Вессельманн создал много изображений огромного рта с ярко-красными пухлыми губами. Это изображение стало узнаваемой визитной карточкой художника, своеобразным символом, который стал неотъемлемой частью массовой культуры и периодически появляется в различных интерпретациях.
1967
описание
Произведение из знаменитой серии «Great American Nude» демонстрирует все основные черты живописи Тома Вессельманна. В ней зритель может видеть привлекательную лежащую девушку, чьи яркие губы - единственная видимая часть ее лица, соблазнительные соски на обнаженной груди и ярко-желтые волосы.
1965
описание
Несмотря на то, что Том Вессельманн отрицал свою принадлежность к направлению поп-арт, эта картина является прекрасным примером этого стиля в изобразительном искусстве. Натюрморт изображает товары, типичные для Америки середины 20 века: белый хлеб, бутылка с колой, банка консервированного рагу, лимоны и пачка сигарет.
1963