Теофиль Стейнлен родился 10 ноября 1859 года в Лозанне, Швейцария.
1859 - 1923
Французский художник швейцарского происхождения – живописец, иллюстратор, гравер, скульптор.
Теофиль-Александр Стейнлен обучался в университете родного города по специальности «промышленный дизайн». В начале своей творческой карьеры художник изображал пейзажи, картины из повседневной жизни и портреты в традиционной манере.
Видный представитель стиля ар-нуво Теофиль Стейнлен знаменит как мастер плаката, его афиши для кабаре «Черный кот» на Монмартре сделали художника известным и популярным среди современников. Стейнлен занимался также иллюстрациями для популярных газет, журналов и книг. Он сотрудничал с несколькими юмористическими изданиями, а в 1911 году вместе с друзьями основал газету «Юмористы», где размещал свои карикатуры и сцены из жизни Парижа. Популярность и признание, которым пользовался художник, сделали его значимой фигурой изобразительного искусства начала ХХ столетия. В его графических работах черпали вдохновение многие мастера авангарда, в том числе и знаменитый Пабло Пикассо.
Ключевые идеи:
— Теофиль Стейнлен известен как автор многочисленных рекламных плакатов, иллюстраций и афиш в неподражаемом индивидуальном стиле. В начале своей творческой карьеры художник изображал пейзажи, картины из повседневной жизни и портреты в традиционной реалистичной манере. С момента переезда в Париж Стейнлен начал отдавать предпочтение графическим работам, создавая иллюстрации к произведениям своих современников и сотрудничая с несколькими востребованными периодическими изданиями. На Монмартре, где поселился художник, он завел много знакомств в художественных кругах и начал принимать активное участие в культурной жизни столицы.
— Излюбленной темой художника были сцены из жизни Монмартра и его окрестностей, иногда веселые и забавные, а часто и наполненные едкой сатирой, высмеивающей пороки общества. Эти рисунки в полной мере отражали революционный настрой современного художнику общества на рубеже столетий.
— Второй излюбленной темой Т. Стейнлена были кошки. Их изображения так или иначе присутствуют в большинстве его произведений. Практически ни один рекламный плакат, созданный художником, не обходится без присутствия этих порой просто милых, а порой и мистических существ. Среди произведений мастера есть отдельные картины, литографии и скульптуры, посвященные кошкам и передающие характер этого животного.
— Живопись Стейнлена, как и скульптура, менее известны, но заслуживают внимания своей тематикой. Это, прежде всего, события Первой мировой войны, в частности, трагедия в Сербии и Бельгии.
— Знаменитым художника сделали афиши кабаре «Черный кот», в которых он наиболее полно проявил свой художественный и дизайнерский талант. Постепенно Стейнлен стал востребованным мастером. Он получал много заказов на создание рекламных плакатов, выполняя их в броской, запоминающейся манере, соответствующей духу времени. Изящные линии рисунка, оригинальная композиция и потрясающее чувство гармонии стали образцом стиля ар-нуво конца 19 и первой четверти 20 столетий.
1859
1878
1885
1886
1893
1905
1914 - 1918
1920 - 1923
1923
Теофиль Стейнлен родился 10 ноября 1859 года в Лозанне, Швейцария.
Отправился в Париж, зарабатывал на жизнь как инженер-чертежник. Через несколько лет перебрался в район художников Монмартр, где познакомился и подружился с такими известными людьми, как Тулуз-Лотрек, Ф. Валлотон, Э. Золя, и стал постоянным посетителем кабаре «Чёрный кот».
Нарисовал первый из своих знаменитых плакатов для кабаре «Черный кот». Благодаря дружеским отношениям, которые сложились у художника с владельцем кабаре, поэтом и шансонье А. Брюаном, он создал большое количество рекламных плакатов и афиш для этого заведения, а также для сборника песен Брюана.
Начал иллюстрировать журнал Брюана «Мирлитон», а после печатать свои графические работы в ряде других изданий. Иллюстрации художника часто носили политический и сатирический характер. Многие из них были изданы под псевдонимом, чтобы избежать проблем из-за резкой критики общественных бед.
Впервые выставил свои работы в Салоне Независимых, а затем регулярно участвовал в выставках Салона юмористов. Постепенно художник приобретал все большую популярность в Париже, и к средине 1890-х стал признанным мастером рекламного плаката. В это период окончательно сформировался индивидуальный стиль мастера. Он получал много заказов от различных компаний, для которых создал яркие рекламы шоколада, пастеризованного молока, велосипедов и многого другого.
Присоединился к политической группе «Общество друзей русского народа» возглавляемой Анатолем Франсом. Художник был активным политическим деятелем. Он участвовал в рабочем движении и регулярно создавал иллюстрации и плакаты, осуждающие бедность, эксплуатацию и насилие. Позже художник вместе с друзьями основал газету «Юмористы», где размещал карикатуры социальной направленности.
Во время Первой мировой войны рисовал многочисленные плакаты патриотического содержания. Графика художника была посвящена событиям в Сербии и Бельгии. Наиболее известна его работа «Восточный вокзал» где изображены солдаты, прощающиеся со своими любимыми перед отправкой на фронт.
В послевоенные годы сотрудничал с коммунистами, печатался в французской коммунистической газете «Юманите». Создал выразительный портрет Анатоля Франса.
Ушел художник из жизни 14 декабря 1923 года в Париже, Франция.
течение
Реализм
Импрессионизм
друзья
Анри де Тулуз-Лотрек
Луи Анкетен
Феликс Валлоттон
Адольф Виллетт
художники
Эжен Делакруа
Клод Моне
Эдгар Дега
Оноре Викторен Домье
Гюстав Доре
Эдуард Мане
течение
Экспрессионизм
друзья
Жан-Луи Форен
художники
Пабло Пикассо
Альфонс Муха
Уильям Брэдли
Эдвард Хоппер