Сергей Шаршун родился 16 августа 1888 г. в Бугуруслане, Самарская губерния Российской империи (теперь Оренбургская область).
1888 - 1975
Русский художник-авангардист, писатель, живший и работавший в основном в Париже.
Художник родился в большой семье купца, далекого от искусства.
Был членом группы и участником выставок дадаистов в Париже и Берлине. Значительность творчества подтверждена мэтрами Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном, а также прижизненной ретроспективной выставкой в Музее современного искусства Парижа (1971 г.). Художник писал и издавал собственный журнал «Перевоз-дада», выходивший с перерывами и с разными названиями 1922 до 1973 г. и являющимся ценным источником информации для историков искусства.
Последовательно пройдя стадии приверженности кубизму, пуризму, орфизму, дадаизму, Шаршун сформировал собственный стиль. При этом не забывал опыты и находки прошлых лет. Модернизируя на свой лад, совмещая разные приемы и идеи, он стал узнаваемым и признанным.
Ключевые идеи:
— С подросткового возраста стремившийся к прекрасному купеческий сын из волжского городка пробовал реализовать почти все существовавшие в 20 веке авангардные течения. Первые пейзажи (их немного) лиричны, первые натюрморты – яркие, «сезаннистые», первые композиции близки к французскому рационалистическому кубизму. Часть работ написана в стиле пуризма, а другая – орфизма. Такие метания Г. Адамович объяснил «маниакальным стремлением объяснить себе самого себя, а заодно и все, что окружает».
— С. Шаршун увлекался множеством философий и применял их в изобразительном искусстве. Выполненные в 1920-х две серии дадаистических портретов отражают пифагорейскую и платоновскую логику. При этом художник демонстрирует возможность с помощью «геометрии–интуиции» выявить взаимосвязи человека со всем мирозданием, а не только с природой. В этом же русле написан поздний «Автопортрет № 2», что говорит о том, что автор возвращался к своим идеям постоянно, ничего не отвергая навсегда. Внутренняя связь частей композиции поддерживается и в ранних, и в последующих работах геометрическими формами, когда прямоугольник – символа порядка, круг – показатель совершенства и т. д. Ища гармоничные сочетания, характеризующие бытие, художник соединяет орнамент (это носитель наиболее всеобщего, элементарного, но и глубинного содержания) с конструкциями, «работающими» на интеллектуальные задачи. Так у дадаиста выражается платонически-христианское миросозерцание Вл. Соловьева.
— Кроме любимого сюжета текущей воды, Серж Шаршун — адепт теософского учения мадам Блаватской, был одержим переводом абсолютного языка музыки на язык живописи и графики. Он посвящает абстрактные композиции темам Бетховена и «Симфонии псалмов» Стравинского, 9-й симфонии Шуберта и «Вальсу для скрипки» Брамса. В эти же годы (1950-1960-е) обращается к изображению движения под музыку. Образы танца, столь востребованные у дадаистов, у Шаршуна воплощают идею мира, непременно возникающего после и разрушения («Плисецкая», «Вырубова» (обе -1966). И это при том, что с дадаизмом художник расстался еще до 1930 г.
1888
1905 - 1909
1910 - 1912
1913 - 1914
1916 - 1919
1920 - 1922
1922 - 1923
1924 - 1929
1930
1940
1971
1875
Сергей Шаршун родился 16 августа 1888 г. в Бугуруслане, Самарская губерния Российской империи (теперь Оренбургская область).
Поступил в Казанское художественное училище. После его окончания, поехав в Москву для подготовки к Школе живописи, окунулся в круговорот творческой жизни. Одним из колоритных «сезаннистов» был Илья Машков, под руководством которого стал работать Сергей. Он познакомился с Р.Фальком и П.Кончаловским, А. Крученых, А.Лентуловым. Особняк Щукина, открытый для посетителей, позволил волжанину познакомиться с работами французских художников, начиная с импрессионистов и до П.Пикассо. По требованию отца вынужден был вернуться в уездный городок и встать за прилавок.
Был призван в армию; в конце двухгодичного отбывания воинской службы дезертировал, через Польшу и Германию добрался до Парижа. Сразу начал осуществлять мечту — серьезно заниматься живописью. Посещал Русскую академию М. Васильевой, академию кубистов «Ла Палетт», где его педагогами были А. Ле Фоконье, Д. де Сегонзак, Ж. Метценже. Неустанно знакомился с тем, что предлагали частные галереи и выставки, музеи, богатые коллекции собирателей живописи.
Демонстрировал в салоне Независимых первые свои кубистские опыты — «Эластические композиции». Следуя совету наставника Ле Фоконье, отправился в Бретань, особая прелесть которой вдохновляла многих творцов. Там художник познакомился с ученицей А. Бурделя и А. Архипенко скульптором Элен Грюнхоф, с которой прожил в гражданском браке десять лет. С началом Первой мировой войны уехал с Еленой в Барселону. Начал разрабатывать собственную версию техники живописи, которую назвал «орнаментальный кубизм».
Проводил в Испании персональные выставки, создал два цветных рисованных фильма. Возвратившись в Париж, встретился с группой художников — Ф. Пикабия и Ж. Арпом, М. Дюшаном и М. Эрнстом, а также поэтом Т. Тцара, которые привлекли русского художника своими идеями – Сергей вошел в скандально известную группу «Дада», стал постоянным посетителем их шумных собраний и диспутов.
Стал завсегдатаем кафе дадаистов «La Certa» и «воскресений» у своего друга Ф. Пикабиа; участвовал в салоне Независимых, в коллективном Салоне дада в галерее «Монтэнь» (Montaigne) и в Выставке русского искусства в лондонской галерее Whitechapel. Написал и проиллюстрировал дадаистскую поэму «Неподвижная толпа» (Foule immobile). В кафе «Caméléon» прошел вечер в его честь. Стал членом творческого кружка «Гатарапак», группы «Через» (организатор поэт Илья Зданевич) и Французского Союза русских художников.
Приехал в Берлин. Провел в галерее Der Sturm (совместно с польской художницей Элен Грюнхофф) выставку. Берлинские абстракции выполнял в своем стиле «Орнаментального кубизма», сотрудничал в журналах дадаистов, написал брошюру «Дадаизм», начал выпускать на русском языке собственный журнал «Перевоз Дада» (газеты-листовки будут выходить до 1973 г.). Участвовал в вечере, устроенном В. Маяковским в честь Айседоры Дункан (Сергей был знаком с ней по дадаистической акции в Париже «Какодилатный глаз», устроенной их общим другом Ф. Пикабиа).
Расстался с Е. Грюнхофф и вернулся в Париж. Проводил персональные выставки в парижских галереях, участвовал в коллективных экспозициях русских художников, кроме Парижа, в Амстердаме и Страсбурге, Барселоне и Стокгольме, Брюсселе и Нью-Йорке. Постепенно отошел от дадаизма, увлекался антропософией.
Наступил кризис в творчестве, связанный во многом с экономическими проблемами. Мало занимаясь живописью (для продажи пишет небольшие полуабстрактные пейзажи и натюрморты), развил литературную бурную деятельность, сотрудничал с журналом «Числа», посещал литературные вечера «Зеленой лампы» Мережковского, салон «Кочевье» Слонима. За десятилетия в галереях Парижа прошли только 2 выставки — в 1930 и 1939 гг.
Начало плодотворного и спокойного периода в творчестве. Заключив контракт с парижским арт-дилером Р. Крезом (галерея R. Creuse), не беспокоился о выставлении и продаже картин. Провел в следующих десятилетиях множество персональных выставок — в Европе, США, Канаде, участвовал в коллективных экспозициях. Иллюстрировал и оформлял книги.
Ретроспектива в Национальном музее современного искусства в Париже (Центр Ж.Помпиду) стала достойным венцом карьеры художника — после нее пришло признание, картины активно приобретались коллекционерами, музеями. 31 свое произведение он завещал Третьяковской галерее. Через два года отправился в тур на Галапагосские острова.
Умер художник 24 ноября 1975 г. в Вильнёв-Сен-Жорж недалеко от Парижа, провинция Валь-де-Марн.
течение
Кубизм
Пуризм
друзья
Ман Рэй
Франсис Пикабиа
Михаил Ларионов
Наталья Гончарова
Алексей Кручёных
Роберт Фальк
Петр Кончаловский
Аристарх Лентулов
Элен Грюнхоф
Марсель Дюшан
Макс Эрнст
художники
Амеде Озанфан
Анри Ле Фоконье
Андре Бретон
Жан Арп
Илья Машков
Константин Юон
Жан Метценже
Андре Дюнуайе де Сегонзак
Михаил Васильев
течение
Абстракционизм
друзья
Ман Рэй
Франсис Пикабиа