Сергей Романович - SKETCHLINE

назад

1894 - 1968

Сергей Романович

описание

Русский и советский художник, педагог, мемуарист. Творил в стилях постимпрессионизм и лучизм. Работал в жанрах станковой и монументальной живописи, а также как график и книжный иллюстратор.

Родился в семье инспектора по надзору за домами для сирот императрицы Марии Фёдоровны. Мать будущего художника Софья Александровна Ненсберг, шведка увлекалась рисунком и стала первым учителем сына, правда, порой от упражнений сына бывала в ужасе.

Романович был активным участником и даже «строителем» таких группировок, как «Лучисты и будущники», «Маковец», «Четыре искусства». Художник много работал как преподаватель рисунка и живописи в Воронеже и в Москве. Талантливый эссеист С. М. Романович написал статьи-очерки и этюды-размышления о знаменитых художниках-соотечественниках Н. Ге, М. Ларионове, П. Бромирском, П. Митуриче, а также о П. Пикассо и Ван Гоге.

Росписи художника украшают театры, павильоны, промышленные здания крупных городов СССР. Картины художника находятся в главных музеях России и во многих областных музеях и галереях страны.

Ключевые идеи творчества :

Романович прозвучал как художник очень рано. К примеру, «Композицию в духе Чекрыгина» искусствоведы относят к 1910-ым годам. Будучи в когорте Михаила Ларионова с 17 –летнего возраста, он много трудился над техникой. В немногих известных ранних произведениях (таких, как «Воспоминание о Тирасполе») видна работа с цветом и формой, смелый раскрепощенный мазок.

Позднее молодой художник обратился к темам из классической литературы, создавал живописные парафразы к произведениям Рубенса, Тинторетто, Делакруа. В них отмечаются и стремление к высокому профессионализму, и упорная работа над инструментом выразительности — художественной формой произведений.

Художник ушел в монументальную востребованную живопись. Случилось это тогда, когда приверженность традициям мировой культуры стала называться то «контрабандой», то «художественной контрреволюцией» (определения из статьи журнала «Искусство в массы»), а творческие группы, в которые входил художник, стала запрещать цензура, обвиняя в «узко-формалистических» и «по сути, буржуазных тенденциях». Целый ряд театров и кинотеатров, павильонов и промышленных помещений получили росписи в исполнении Романовича.

Ощущая тяжелый идеологический прессинг, для своей станковой живописи он нашел выход в «реализме по Романовичу». Этот реализм оказался близок к средневековому богословию и античности в живописи Возрождения. Другая часть наследия зрелого периода – серия «Цветы». И в той, и в другой тематике Романович следовал своим размышлениям, что изобразительное искусство «лучистое по своей природе» и что в любой технике есть возможность показать всю силу, богатство, разнообразие цвета.

Как талантливый график, Романович вдохновлялся литературой (Гоголь, Лермонтов, Гете) и музыкой («Бетховен и Шуберт в нотной лавке», 1950-е гг.), природой Крыма. В последнее десятилетие художник вернулся к «лучистым» абстракциям, продемонстрировав веру в правомерность существования лучизма как ответвления беспредметной живописи и свою преданность идеям М. Ларионова.

Сергей Романович

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Постимпрессионизм

друзья

Софья Ненсберг

художники

Николай Касаткин

Абрам Архипов

Константин Коровин

Поль Гоген

Поль Сезанн

Винсент Ван Гог

Пабло Пикассо

Эжен Делакруа

Он повлиял

течение

Абстракционизм

друзья

Михаил Ларионов

художники

Борис Бессарабов

Евгения Романовская

описание

Материалы: масло, бумага. Местонахождение: частная коллекция.

1960

описание

Материалы: масло, бумага. Местонахождение: частная коллекция.

1960

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1944

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Архангельский музей им. Кустодиева, Россия.

1913