Роджер Элиот Фрай родился в старинной квакерской семье, был пятым из девяти детей судьи сэра Эдварда Фрая. Образование получал в Клифтон-колледже и Королевском колледже при Кембриджском университете.
1866 - 1934
Крупный английский художник, известный художественный критик и теоретик, который считается автором такого термина, как постимпрессионизм, а также предтечей особой разновидности британского футуризма — вортицизма.
Увлекшись французскими художественными течениями, Роджер Фрай смог организовать в Лондоне выставку с участием работ нескольких художников из парижских группировок. Несмотря на жесткую критику, художник повторил такой показ через два года и тем самым помог постимпрессионизму и кубизму «взять штурмом» британское изобразительное искусство. Вторую выставку художник запечатлел на полотне, входящем сейчас в коллекцию парижского Музея Орсе.
Большое значение для становления британского авангарда имела работа организованной Р. Фраем дизайн-мастерской «Omega Workshops», где начинали карьеру такие представители национального авангарда, как В. Белл, У. Льюис, Д. Грант, У. Робертс.
Профессор и историк искусства Роджер Элиот Фрай, писал теоретические труды, эссе и лекции, которые пользовались огромной популярностью не только в Великобритании, но и оказали большое влияние как на многих художников, так и на искусствоведов из разных стран мира. Среди характеризующихся ясностью прозы книг, в которых автор демонстрирует блестящее знание истории, необыкновенные аналитические способности, — исследование творчества Поля Сезанна, Анри Матисса и др.
Ключевые идеи:
— Художник, в начальный период специализировавшийся на реалистичной пейзажной живописи, открыл для себя идеи импрессионистов, творчество Поля Сезанна и фовистов во время поездки во Францию. После этого не уставал экспериментировать с современными различными стилями, хотя к полному отказу от реализма не переходил никогда.
— В портретах, оставаясь в целом в рамках британской традиции, Фрай под влиянием постимпрессионизма отказывался от детализации и от строгих установок академизма в построении композиции.
— Фрай обращал особое внимание на взаимное расположение фигур, их отношение к фону — тому окружающему пространству, которое он называл космосом каждого произведения.
— Как инициатор создания и организатор занятий в дизайн-ателье с регулярными семинарами «Omega Workshops», где работали будущие британские новаторы и авангардисты, Роджер настаивал на внедрении синтеза визуальных искусств, то есть на использовании в живописи приемов, применяемых в архитектурном облике объектов и при оформлении интерьеров. Этой проблеме художник посвятил книгу «Видение и дизайн».
— По образному выражению критика, «модернизм, будораживший по всей Европе умы, взял наконец-то Британское королевство штурмом», и это произошло в огромной мере благодаря стараниям Роджера Фрая, приложившего много усилий для организации двух значительных по представительству выставок постимпрессионистов и ранних кубистов в Лондоне.
1866
1889
1891
1896
1903
1906
1910
1912
1913
1920
1933
1934
Роджер Элиот Фрай родился в старинной квакерской семье, был пятым из девяти детей судьи сэра Эдварда Фрая. Образование получал в Клифтон-колледже и Королевском колледже при Кембриджском университете.
Окончив Кембриджский университет, переехал в Лондон, учился живописи у пейзажиста Фрэнсиса Бейта. Проявлял интерес к идеям работам Дж. Раскина и в целом к политической философии, что привело к знакомству и общению с Э. Карпентером и Б. Шоу. В начальный период своего творчества Р. Фрай специализировался на пейзажной живописи.
Совершил первую поездку в Италию и Францию, где изучал живопись в частной Academie Julian в Париже, открыл для себя импрессионистов и фовистов. За это время он экспериментировал с различными стилями. Познакомился с ученым Бернардом Беренсоном, чьи взгляды разделял. В это время Фрай зарекомендовал себя как знаток итальянского искусства.
Женился на художнице Helen Coombe, после рождения сына в 1901 и дочери в следующем году ее психическое здоровье разладилось, и она провела оставшуюся жизнь в соответствующей клинике.
Участвовал в создании первого в Великобритании периодического издания, посвященного истории искусства — журнала «Burlington». Фрай был его соредактором в течение 10 лет, однако его влияние на данное издание и сотрудничество с ним продолжались до смерти художника.
По приглашению миллиардера Дж. Моргана стал куратором европейской живописи в Метрополитен-музее (Нью-Йорк). Открыл для себя живопись Сезанна. Фрай познакомился с хранителем древностей в Бостонском музее М. Причардом, который привил живописцу интерес к восточному.
Споры с Дж. Морганом, председателем правления музея Метрополетен, привели к увольнению Фрая с должности куратора отдела в этом учреждении. Организовал в лондонской галерее Графтон показ «Мане и постимпрессионисты», вызвавшую скандал. Встретился с художницей Ванессой Белл и Клайвом, ее мужем, через них вошел в общество-клуб интеллектуальной английской элиты «Блумсбери» (Bloomsbury).
Несмотря на критику, Фрай устроил при поддержке меценатки леди О. Моррелл второй вернисаж постимпрессионистского искусства. Там рядом с английскими современными художниками, были представлены работы фовистов во главе с Матиссом, а также Пикассо и Брака.
Организовал работу дизайн-ателье «Omega Workshops», в котором с ним работали такие художники, как Уинден Льюис, Уильям Робертс, Дункан Грант, Ванесса Белл. Мастерская была центром прогрессивного искусства вплоть до 1921 года.
Художник закончил написание трактата «Воображение и дизайн», который вместе с книгой «Превращения» (1926), эссе «Поль Сезанн» (1927), «Анри Матисс» (1930), исследованием «Французское искусство» (1932), стали учебными пособиями и для художников, и для критиков.
Отказавшись от должности профессора в Оксфорде, Фрай принял предложение занять аналогичный пост в альма-матер – его лекции в Кембридже были чрезвычайно популярны. В следующем году вышла книга Фрая «Воспоминания о британской живописи».
Роджер Элиот Фрай умер 9 сентября 1934 года в Лондоне, Великобритания.
течение
Постимпрессионизм
Реализм
Импрессионизм
Модерн
друзья
Уолтер Сиккерт
художники
Поль Сезанн
Анри Матисс
Фрэнсис Бейт
течение
Модерн
друзья
Ванесса Белл
художники
Кристофер Невинсон
Стэнли Спенсер
Марк Гертлер
Дора Кэррингтон
Дороти Бретт
Максвелл Гордон Лайтфут
Эдвард Уодсворт
Адриан Аллинсон