Пётр Уткин - SKETCHLINE

назад

1877 - 1934

Пётр Уткин

описание

Российский художник-символист, реставратор, график и педагог.

Родился в семье железнодорожника, работавшего начальником станции. После переезда в Саратов остался с матерью Ольгой Варфоломеевной (отец ушел из семьи) и помогал ей, охотно составляя орнаменты из цветов, трав и листвы. В 1890-х обучался в саратовской студии Общества любителей изящных искусств и в Боголюбовской рисовальной школе.

Один из организаторов в Саратове первой выставки символистов «Алая роза»; московских выставок «Голубая роза». Был профессором живописного факультета Всероссийской Академии художеств. Работал в жанрах пейзажа, натюрморта, декоративного панно, журнальной и книжной графической иллюстрации. Работы, большая часть которых погибла в московском пожаре и в блокадном Ленинграде, находятся в главнейших музеях, галереях и частных собраниях России.

Ключевые идеи:

— Творческое дарование Петра Уткина отличалось особым лиризмом, музыкальной одухотворенностью произведений, которые звучат в унисон с эпохой Серебряного века в русском искусстве. Хрупкая мечтательно-грустная, часто меланхолическая интонация свойственна серии «Времена года». Художник предпочитает пасмурность или сумеречность и довольно индифферентен к щедрой солнечности.

— Холстов голуборозовского периода сохранилось немного. Образный их смысл нарочито неясен до конца. Эти живописные мистико-символистские олицетворения порой иррациональны, но силой непроизвольного внушения обладают большой. Петр Саввич говорил, что для художника содержательно все и все таинственно и глубоко. Явления жизни не бесследны, потому красивы.

— Материя в уткинских картинах легкая и не громогласная, так как художник выбирает серо-голубую тональность. Она доминирует, но включает и коричневато-охристые, приглушенно-синие, оливковые, сиреневые оттенки. Мягкое сияние поверхности красок придает то ощущение грустной нежности, которое искусствоведы называют «уткинским настроением». Выдержанные в сине-лиловых излюбленных символистами тонах, причудливые по композиции, напоминающие порой морозные узоры на стеклах, живописные полотна Уткина создали ему репутацию самого последовательного из символистов.

— В крымской сюите, которая создавалась в период общего затухания символизма, мистика исчезает и восстанавливается отчетливость видения. Однако просветленно-элегическая интонация остается и здесь. Отходя от «мечтательно-аллегорических миров», Уткин обращается к лирическому пленэру доголуборозовских произведений.

Пётр Уткин

Они повлияли

течение

Импрессионизм

друзья

Павел Кузнецов

Кузьма Петров-Водкин

художники

Абрам Архипов

Валентин Серов

Константин Коровин

Исаак Левитан

Виктор Борисов-Мусатов

Николай Касаткин

Леонид Пастернак

Он повлиял

течение

Символизм

друзья

Александр Савинов

описание

Местонахождение: Частное собрание В. Палеева, Санкт-Петербург.

1910

описание

Материалы: масло, картон. Местонахождение: Вологодская областная картинная галерея, Россия.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальная галерея Армении, Ереван.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Саратовский государственный художественный музей им. Радищева.

1912

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1908

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Частное собрание В. Дудакова и М. Кашуро, Москва.

1906

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов, Россия.

1905

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1904