Пит Мондриан родился в семье школьного учителя рисования 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Нидерланды.
1872 - 1944
Голландский художник, один из основателей движения «Стиль», ориентированного на радикальное обновление искусства и его тесную связь с повседневной жизнью. Приняв за основу идеи и практику кубизма, Пит Мондриан искал идеальные формы в живописи, которые являются первоосновой всего сущего и универсальным языком изобразительного искусства.
Художник-новатор радикально упростил элементы своих картин, сведя сложные формы к прямым линиям и острым углам, а живописную палитру к трем основным цветам: красному, синему и желтому. Благодаря этому художник стал одним из основателей нового стиля — абстрактной живописи, которая полностью отказывается от фигуративности и узнаваемых естественных форм. Сам художник называл изобретенный им метод – «неопластицизм».
Пит начал рисовать в детстве и не прекращал до своей смерти. Первыми его учителями были его отец Питер Корнелиус и дядя Фриц Мондриан. Кроме того, он получил образование учителя начальной школы. В 1892 году молодой художник начал учиться в Академии изящных искусств в Амстердаме. В течение многих лет Мондриан писал в технике, в которой работали многие из его современников.
Вместе с Тео ван Лисбургом Мондриан стал одним из основателей арт-группы «Стиль». Кроме того, художник создал нерепрезентативную форму, которую он назвал неопластикой.
Самые известные картины Мондриана были написаны с использованием трех основных цветов (красный, синий и желтый) и трех «нецветов» (черный, белый и серый). Все эти работы — строго геометрические. Они содержат только вертикальные и горизонтальные линии.
Произведения голландского художника сыграли важную роль в развитии современного искусства, а его оригинальный узнаваемый стиль используется в дизайне одежды, мебели и самых различных предметов потребления и в настоящее время.
Ключевые идеи:
— Художественный стиль Пита Мондриана эволюционировал постепенно. Начиная как реалист и импрессионист, художник постепенно перешел к кубизму. Именно этот стиль вдохновил его на более глубокие исследования, что в конечном итоге привело к полной и своеобразной абстракции.
— Одна из основных идей Мондриана, как и всей группы «Стиль», — симбиоз искусства и реальной жизни. Создавая свои полотна, художник хотел изобрести универсальный язык, понятный всем без исключения, и способный преодолеть барьеры между людьми.
— Свои представления о мире Мондриан выразил в виде горизонтальных и вертикальных линий, никогда не делая их извилистыми и исключительно редко — диагональными. В сознании художника эти линии выражали основные понятия: динамику и статику, положительное и отрицательное, мужское и женское. С помощью линий он выражал идею композиции, дополняя ее цветовыми полями и фрагментами без цвета.
— Художник всегда говорил, что искусство должно быть выше реальности, «иначе бы это не имело ценности для человека».
— В 1914 году художник писал: «Искусство выше реальности и не имеет прямого отношения к действительности. Чтобы приблизиться к духовному в искусстве, нужно уделять как можно меньше внимания реальности, потому что действительность противостоит духовному. Мы находимся в присутствии абстрактного искусства».
— Мондриан утверждал, что необходима «денатурализация» искусства, отказ от естественных форм и переход к чистой абстракции.
1872
1892
1905
1909
1911
1913
1917
1932
1939
1940
1942
1944
Пит Мондриан родился в семье школьного учителя рисования 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Нидерланды.
Поступил учиться живописи в Академию художеств в Амстердаме. Во время учебы Питер вынужден был подрабатывать преподавателем рисования и написанием портретов на заказ. Большая часть работ этого периода — пейзажи с изображением ветряных мельниц, полей и рек, выполненных в стиле голландского реализма с элементами модного в то время импрессионизма.
После знакомства и общения с известным голландским художником Яном Торопом, сменил свой стиль в сторону луминизма, фовизма и пуантилизма. Познакомившись с произведениями великих постимпрессионистов Ван Гога и Сёра, оказавшими на его живопись большое влияние, начал экспериментировать с цветом в своих картинах, которые становились все более яркими и менее реалистичными.
Вступил в Теософское общество — духовную организацию, довольно влиятельную в Европе в начале 20- го века. Основанное на учении буддизма, это направление оказало огромное влияние на творчество художника, его отношение к искусству и стремление к полной гармонии.
Мондриан участвовал в Международной выставке современных художников в Амстердаме. Также там были представлены картины Пабло Пикассо, Андре Дерена и Жоржа Брака. Увидев работы кубистов, сам Мондриан начал экспериментировать с формами, упрощая их.
Картины Мондриана стали больше напоминать абстрактные матрицы, состоящие из черных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте было устроено настолько, что они стали представлять собой правильные решетки с ячейками. Клетки были окрашены в основные цвета: красный, синий и желтый.
В 1915 году познакомился с художником Тео Ван-Лисбургом. Два года спустя они основали движение «Стиль» в Нидерландах. Кроме того, они создали одноименный арт-журнал. Журнал стал органом неопластицизма. Голландские модернисты разработали свой собственный стиль, отличный от парижских направлений, который пропагандировал чистоту линии и цвета. Новый художественный стиль был назван «неопластицизм». Новый художественный стиль был назван «неопластицизм».
После выхода из группы De Stijl и ссоры с Тео ван Дусбургом, присоединился к недавно созданному обществу художников «Абстракция-Творение». Художник продолжал создавать абстрактные картины, работая крупными сериями.
В связи с накаляющейся политической обстановкой в Европе, эмигрировал в Англию. Поселившись в Лондоне, художник продолжает совершенствовать свою абстрактную манеру и знакомится с известной меценаткой искусства Пегги Гуггенхайм.
Переехал в Нью-Йорк, где быстро вошел в художественное общество и стал популярным у публики, во многом благодаря поддержке Гуггенхайм. В США художник продолжал работать в своей абстрактной манере, отказавшись от черного цвета и работая тремя основными оттенками: красным, синим и желтым. Художника назвали «одним из величайших беженцев из Европы», а его картины активно покупали коллекционеры и представители ведущих музеев.
Написана одна из первых картин, составивших серию, посвященную современному танцу «буги-вуги», отражающему кипящую жизнь мегаполиса. Ему будет адресована и последняя картина мастера, оставшаяся неоконченной из-за скоротечной пневмонии.
Умер художник 1 февраля 1944 года в Манхэттене, Нью-Йорк, США.
течение
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Кубизм
друзья
Василий Кандинский
Тео ван Дусбург
Марк Шагал
Фернан Леже
Ян Тороп
Тео ван Дусбург
Роман Сельский
Маргарита Сельская-Райх
художники
Винсент ван Гог
Поль Сезанн
Пабло Пикассо
Якоб Исаакс ван Рёйсдал
течение
Неопластицизм
Экспрессионизм
Минимализм
друзья
Василий Кандинский
Тео ван Дусбург
Марк Шагал
Фернан Леже
Ян Тороп
Тео ван Дусбург
Роман Сельский
Маргарита Сельская-Райх
художники
Джозеф Альберс
Эд Рейнхардт
Ли Краснер
Илья Болотовский
Балкомб Грин
Юрий Злотников
описание
Одно из первых произведений Пита Мондриана в новом стиле, которое он называл «неопластицизмом». Здесь уже полностью отсутствуют какие-либо намеки на реальные объекты. На нейтральном светлом фоне расположены отдельно прописанные цветные геометрические элементы, которые не вызывают никаких ассоциаций с фигурами людей, деревьями, морем, зданиями или какими-либо предметами.
1917
описание
Океан художник изобразил в виде ритмично повторяющихся черных вертикальных и горизонтальных линий на белом фоне. Только присмотревшись внимательно и включив воображение в соответствии с названием, можно уловить волны в их бесконечном и ритмичном движении, когда они с силой разбиваются о волнорез пирса.
1915