Родился художник в сентябре в Штутгарте, был младшим из шести детей. Его родители умерли примерно в 1900 году. Юный Оскар жил с сестрой, учился и уже к 1903 г. сам содержал себя и обеспечивал свое ученичество в инсталляционной мастерской.
1888 - 1943
Немецкий представитель авангардизма – видный художник, скульптор, мастер монументальной росписи, а также хореограф, театральный оформитель и теоретик искусства. Около 10 лет работал в знаменитой художественно-промышленной школе Баухауз (Bauhaus, Веймар), разработав обучающий курс «Der Mensch» (Человек), который построил на синтезе приемов нескольких художественных дисциплин и разных стилей. Оскар Шлеммер внес значительный вклад в искусство сценографии, выполнив оформление и поставив хореографию для нескольких опер и балетов. Искусство художника было отнесено к списку «дегенеративного», ему было запрещено заниматься творчеством и преподавать в художественных школах.
Ключевые идеи:
— Художественные работы Оскара Шлеммера охватывают огромнейший диапазон различных стилей изобразительного искусства и крупных течений 20 столетия. Он использовал как новейшие формы кубизма и геометрической абстракции, так и приемы метафизической живописи (Pittura Metafisica) и классицизма в пейзаже или портрете.
— Приблизительно к середине 1910-х годов сформировалось то, что стало основной темой его произведений — изображение в геометрической полу-абстрактной манере человеческих фигур, которые выглядят на нейтральном фоне как некий вылепленный объект или причудливый орнамент.
— На работу художника в период преподавания в Баухаузе влияло его увлечение театром. Как правило, на его полотнах изображены стилизованные безликие женские фигуры. Шлеммер использовал приемы кубизма и неоимпрессионизма как трамплин для своих структурных исследований в области возможностей рельефно-вылепленных фигур, изучал их взаимоотношение с пространством, как это демонстрируется в «Эгоцентрических космических линиях» (1924 г.).
— Люди оставались преобладающим объектом его картин, и в дальнейшем художник стал автором многодисциплинарного курса для занятий со студентами «Der Mensch (Человек)». Он представлял тела как архитектурные формы, уменьшал фигуры до ритмической игры между вогнутыми, выпуклыми и плоскими поверхностями. Кроме того, был очарован каждым движением человека, пытаясь отобразить его в своей работе. Именно в человеческой форме он видел меру, которая могла бы противостоять разобщенности социума его времени. Характерные формы Шлеммера можно увидеть и в его скульптурах, а также в его сценическом дизайне (особенно в оформлении оперы «Соловей» и балета «Ренард» И. Стравинского в 1929 г.)
— Со временем число персонажей на картинах художника заметно уменьшается, мастер располагает их на чётко разделённой поверхности полотна в построении, похожем на хореографические па и добивается универсальной гармонии.
— Вскоре после расторжения сотрудничества с Академией и запрета на преподавательскую деятельность нацисты и вовсе запретили художнику заниматься творчеством. В поздний период художественный стиль мастера меняется на более скромный, фигуры на них расположены друг к другу ближе, формы становятся более округлыми, а цветовые решения мягче. Шлеммер чаще использует тёплые оттенки и тёмную палитру в последней серии «Оконные акварели».
1888
1905 - 1909
1910
1914
1920
1923 - 1928
1929 - 1935
1937
1940
1943
Родился художник в сентябре в Штутгарте, был младшим из шести детей. Его родители умерли примерно в 1900 году. Юный Оскар жил с сестрой, учился и уже к 1903 г. сам содержал себя и обеспечивал свое ученичество в инсталляционной мастерской.
Некоторое время посещал занятия в штутгартской Школе искусств и ремесел (Kunstgewerbeschule), а также в местной Академии изящных искусств учился у пейзажистов К. Ланденбергера и Ф. фон Келлера. Учился ремеслу инкрустации, став мастером нанесения декоративных узоров, рисунков на мебель и другие предметы быта. Эти навыки впоследствии стали одной из особенностей стиля его искусства.
Переехал на два года в Берлин, написал несколько первых важных работ. С 1912 г. был мастером-учеником у А. Хёльцеля в родном Штудгардте, испытав влияние абстракционизма.
Работал по оформлению Промышленной выставки в Кёльне. В росписях настенной живописи ощущается довольно сильное влияние экспрессионизма. Во время Первой мировой войны художник был зачислен на Западный фронт, был ранен, служил на должности военного картографа в Кольмаре, где жил до возвращения в мастерскую Хельцеля в 1918 году.
Женился на Хелене Тутейн; получил от В. А. Гропиуса приглашение в промышленно-художественную школу Баухауз (Германия, Веймар). Там сначала руководил мастерской металлических изделий, а с 1922 г. — мастерской скульптуры. Оформленный художником «Триадный балет» был исполнен в Государственном театре Вюртемберга в Штутгарте в 1922 г. Манера живописи художника подверглась значительному воздействию стиля Pittura Metafisica (метафизическая живопись).
В Веймаре художник стал главным художником театра Баухауза; ряд работ художника приобрели берлинская Национальная галерея и музей Фолькванга в Эссене, к Шлеммеру пришло признание. Он прославился также как постановщик балетов и работал над девятью фресками для Музея Фолькванга в Эссене (1928-1930).
Работал профессором в Академии Бреслау. После прихода национал-социалистов в 1933 году его контракт с Берлинской Объединённой школой искусств был расторгнут и ему запретили заниматься любой педагогической деятельностью.
Шлеммеру было запрещено участвовать в художественных выставках и заниматься творчеством. Пять его картин были выставлены в показе «Дегенеративное искусство». Испытывая финансовые трудности, художник работал ремесленником в Штутгарте.
Работал в Вуппертале в институте, занимающемся малярными и декоративными материалами, и в мастерских при учреждении. Его сподвижниками были В. Баумейстер и Г. Муше. В Институте, открытом филантропом К. Гербертом, художник смог рисовать без страха преследования. Серия из восемнадцати небольших акварелей мистического характера «Оконные картинки» («Window Pictures», 1942) стала последней работой мастера.
Художник скончался в больнице Баден-Бадена 4 апреля.