Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 года в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (сейчас Днепропетровская обл.).
1901 - 1977
Выдающийся украинский живописец, общественный деятель, одна из ярчайших фигур изобразительного искусства 20 века в Украине.
Будущий художник родился в семье бухгалтера. В 17 лет окончил коммерческое училище в г. Юзовка (сейчас Донецк) и вскоре был мобилизован в армию Деникина.
Глущенко был Лауреатом Государственной премии им. Т. Шевченко, имел звания Народного художника СССР, УССР. Из художественного наследия, насчитывающего по разным данным от 10 до 17 тыс. работ, наибольшими коллекциями владеет Национальный художественный музей Украины и Днепропетровский художественный музей. В Седневе под Черниговом в 2017 г. состоялось открытие памятника выдающемуся украинскому живописцу. Как педагог, Глущенко работал в Киевской художественной школе, был с 1939 г. профессором столичного художественного института. Проживая за рубежом, был разведчиком и перед началом Второй мировой войны передавал на родину много полезной информации, что задокументировано в соответствующих отчетах и официальной характеристике агента Янека (Глущенко).
Ключевые идеи:
— Амплитуда живописных пристрастий молодого Н. Глущенко довольно широка. Сказывались первые увлечения (Рубенс, Менцель), изучение немецкого Возрождения, внимание к авангардным веяниям Берлинского сецессиона.
— Однако ключевой стиль, отвечавший настроениям самого художника – импрессионизм и постимпрессионизм – привел к тому, что художник именно в этой технике стремился раскрыть темы женской красоты, поэзии любви, настроение пейзажа. Объектом изображения становились причудливые громады Парижского Нотр-Дама и напоенные солнцем берега Днепра, Седнев и неистовая сила волн Черного моря, золото карпатской осени и виноградники Крыма, яблоневый сад и самые разные цветы: васильки, пионы, бархатцы, розы.
— Средствами живописи и талантом рисовальщика Глущенко воспроизводит образы знакомых и друзей (А. Довженко), пишет ню и автопортреты. Из работ 1920-х годов сохранились лишь два – автопортрет и женский портрет, написанные еще в сдержанной цветовой гамме.
— К 1930-ым гг. творческий облик Н. Глущенко уже сформировался, и он выступил как мастер, чьим полотнам присуща импрессионистичность с собственным лицом: с тонким ощущением декоративной выразительности цвета и с неограниченной свободой в построении композиций.
— Специалисты отмечают способность Глущенко чувствовать внутреннюю поэтику и выразить ее в совершенной живописной технике. Палитра украинского мастера не цитирует живопись Моне или Сезанна, а творчески преображается в знакомой и любимой художником пейзажной тематике. В портретах этого периода (Ромена Роллана, 1932, Анри Барбюса, 1933 и др.) прослеживается возмужание духовной жизни художника и стремление дать выдающимся людям глубокие психологические характеристики.
— Глущенко писал, имея ввиду прежде всего себя: «Когда живешь творчеством, то думаешь цветом и линией, и всё в жизни связано с воплощением своих переживаний на холсте».
— Признаваемый классиком соцреализма, Н.Глущенко до конца жизни оставался импрессионистом.
1901
1919
1924
1925
1927
1928
1934
1936
1944
1950
1960 - 1970
1977
Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 года в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (сейчас Днепропетровская обл.).
Сбежав из польского лагеря для интернированных, оказался в Германии, учился в школе-студии Г. Балушека, а затем в Берлинской высшей школы изобразительного искусства. В последующие годы получил советское подданство и официально стал художником торгово-промышленных советских выставок за рубежом.
В берлинской галерее Каспер устроена первая персональная выставка, ставшая, согласно прессе, «явлением очень ярким».
Переехал в Париж, где познакомился с творчеством художников-новаторов; приобрел славу талантливого портретиста, имел много заказов. За почти 10 лет пребывания оформлял павильон СССР на Лионской ярмарке; в галерее Фабр прошла персональная выставка, получившая заметный общественный резонанс; выставлялся в «Последнем салоне», в «Салоне независимых», в «Салоне Тюильри» и др. Поддерживал знакомство с Трушем, Кричевским, Довженко, Буниным, Маяковским и другими соотечественниками.
Узнав о предстоящей в Харькове (тогда — столица Украины) Первой Всеукраинской выставке Ассоциации революционного искусства Украины, посылал картины, которые экспонировались с большим успехом; в качестве разведчика-стажера (завербован в 1926 за обещание возврата на родину) присутствовал на суде над Шварцбардом, убийцей С. Петлюры, зарисовывая террориста и Торреса, адвоката, и других участников резонансного процесса; возможно, по распоряжении создавал портреты видных деятелей. По отчетам служб, агент Ярема-Глущенко предоставил пред войной немало полезных сведений.
В издательстве «Кузен Понс» (Париж) вышел альбом «Двенадцать ню» (тираж коллекционный -132 экз.). Модель художника Мария Давыдовна скоро стала его женой.
Совершил творческую поездку в Испанию, на Балеарские острова и Майорку.
Вернулся на родину, сначала в Москву, где Московское художественное сообщество организовало его персональную выставку.
Насовсем переехал в Киев, где много писал и преподавал в Киевских специализированных учебных заведениях; прошла персональная выставка, и творчество стало предметом большого обсуждения (выступили Макс Гельман и Бажан, Савва Голованевский и Владимир Костецкий, Алексей Шовкуненко и др.).
Глущенко мог писать только пейзажи в своем любимом стиле; идя на компромисс, создавал «правильные» полотна «Выборы в Верховный Совет у гуцулов» и пр. Незадолго до ухода из жизни выбрал 250 работ, отложил на антресоль и собирался сжечь. Лояльность давала возможность участвовать в Международной выставке в Брюсселе (1958), иметь творческие командировки в Европу, Канаду, Японию.
Последовал ряд наград и премий. Художнику были присвоены высшие звания. Проходили выставки (последняя прижизненная выставка состоялась в 1975 году).
Умер художник 31 октября 1977 года в Киеве.