Предположительно в данном году в Кахетии, в селе Мирзаани в крестьянской семье садовника Аслана родился младший из четырех детей Николай.
1862 - 1918
Грузинский художник-самоучка, яркий и всемирно известный представитель наива. Наибольшие собрания из почти 300 сохранившихся работ находятся в Грузии (Государственный музей искусств), в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (Москва). В селе Мирзаани в 1982 году открыт дом-музей художника. Ему посвящено несколько фильмов: «Арабески на тему Пиросмани» С. Параджанова (короткометражный,1985), «Любовь с акцентом» по сюжету «миллиона алых роз», 2011 г. и др.
Ключевые идеи:
— Работы Пиросмани, вызывающие восторги у одних, а у других — явное непонимание, выполнялись на стенах, на досках, на жестянках, так как художник в основном работал для владельцев лавок и духанов. Он рисовать «правильно» не умел, анатомии не знал, технику живописи никогда не изучал.
— Его манера – это его собственное видение объектов, а черные и белые фоны обусловлены материалом, который использовался. Черная матово-маслянистая и шероховато-пупырчатая пленка выпускалась для технических целей. К примеру, знаменитый «Черный Лев» создан на ней только белой краской. Странный выбор материала – причина того, что многие работы сохранились лучше, чем картины других художников на холстах, так как благодаря фактуре и качеству основы в красочном слое не появлялись трещинки-кракелюры. К тому же нищий художник чаще использовал качественные краски – английские, французские, реже — российские, хотя по некоторым сведениям, брал и сажу, и такие натуральные красители, как свекла.
— Локальный чёрный фон (реже – белый) характерен для большинства портретов и сюжетных работ Пиросмани. Чтобы не было слишком яркого контраста объектов с фоном, художник подмешивал пигменты. Известно, что портреты и сюжетные полотна он часто писал по фото – так созданы «Александр Гаранов» (1906), «Илья Зданевич»,(1913, по свидетельству очевидцев — за три дня), а также по афишам – «Брат и сестра», «Актриса Маргарита».
— Одному из важнейших циклов мастера дано условное название «кутежи». Застолья художник изображал во множестве, их композиционное построение специалисты сопоставляют с «Тайной вечерей» Леонардо (фронтальный разворот сюжета), а по отношению к изображаемому отмечают, что автор «превозносит» героев. Лица обычных участников дружеских посиделок и посетителей кабаков он делает одухотворенными. В исполнении художника «не от мира сего», который часто голодал, потому что был чрезвычайно беден, картины с богатыми застольями выглядят особенно сильно.
— Кроме вывесок (существенная часть утрачена), портретов, в том числе женских (царица Тамара, к примеру, написана около десяти раз), «кутежей», любил анималистические образы. «Братья меньшие» у художника не совсем похожи на реальные прообразы, а друг с другом схожи сильно. И у всех, по замечанию Л. Гудиашвили, глаза от самого автора. Почти все звери и домашние животные изображались Нико в трехчетвертном повороте и в статике.
— По свидетельству современников, работал Пиросмани быстро и улучшать или исправлять свою работу никогда не пытался.
1862
1870
1880
1890
1912
1913
1916
1918
1969
Предположительно в данном году в Кахетии, в селе Мирзаани в крестьянской семье садовника Аслана родился младший из четырех детей Николай.
После смерти родителей остался жить как член семьи у вдовы фабриканта Э. Калантаровой; научился читать на грузинском и русском языках; некоторое время обучался ремеслу в типографии.
С товарищем Гиго Зазиашвили, также художником-самоучкой, открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи, однако заказов они не получали.
Поработав кондуктором на железной дороге и попробовав торговать молоком, начал зарабатывать на жизнь живописью.
Творчество Пиросмани начали пропагандировать футуристы братья Зданевичи и М. Лё-Дантю.
Хвалебные статьи И. Зданевича и Е. Псковитинова были опубликованы в газетах; в Москве состоялась выставка художников-футуристов «Мишень», где экспонировалось 4 картины Пиросмани; творчеством самоучки заинтересовались грузинские молодые художники-авангардисты Д. Какабадзе, В. Гудиашвили, Д. Шеварднадзе.
В Тифлисской мастерской К. Зданевича прошла персональная однодневная выставка произведений, которая имела некоторый успех; художника пригласили в открывавшееся Общество грузинских художников, он приобрел некоторую популярность, публика в Тифлисе начала собирать его картины. В газете «Сахалхо Пурцели» появилась уничижительная карикатура на художника, сыгравшая роковую роль в жизни мнительного творца.
Все более отдалявшийся от общества художник умер в больнице; на месте условного захоронения останков художника нет.
Время всемирной славы Пиросмани: в Лувре состоялась выставка (якобы приходила на нее и Маргарита де Севр). После этого множество выставок было по странам мира, включая Японию.