Польский и украинский (лемковский) художник-самоучка. Признан в мировом изобразительном искусстве как один из крупнейших наивных художников.
Удивителен тот факт, что Никифор — незаконнорожденный и абсолютно одинокий, почти глухой и косноязычный, почти неграмотный нищий — проявил огромное упорство в достижении цели, поставленной себе. Он хотел стать «Матейко из Крыницы», еще не зная, что ироничное прозвище – это фамилия знаменитого художника. Он стал Никифором, которого и без фамилии знает весь художественный мир. Колоссальная трудоспособность и желание рисовать сделали возможным появление рекордного в истории изобразительного искусства количества созданных работ. И это не считая тех, что погибли в качестве растопки, предложенные в оплату за кусок хлеба, тех, что исчезли из сундука, когда Никифора арестовали по подозрению в шпионаже, тех частично неучтенных, что покупали еще мокрыми поклонники, приезжавшие в Крыницу к ставшему знаменитым уже пожилому и неизлечимо больному примитивисту.
Оставленное наследие колоссально — насчитывается до 40 тысяч только сохранившихся работ. В настоящее время его работы экспонируют разные художественные собрания галерей и музеев, а также значительных частных коллекций. Большинство картин собрано в региональном музее г. Новая Сонча, в музее Никифора в Крынице (открыт в 1995). Самородок-художник — герой фильма «Мой Никифор» ( К. Краузе, 2004). Памятники лемку Никифору (Епифанию) Дровняку, которому на польской родине выдали документы с именем Никифор Крыницкий, установлены в Крынице и во Львове.
Ключевые идеи:
— По самым ранним из сохранившихся работ, относящимся к 1920-ым годам, можно судить, как много труда Никифор-Епифаний вкладывал в будущее мастерство, бесконечно исправляя неправильные линии.
— Он восторженно отображал мир, дополняя самовольно (но не произвольно, а как требовал замысел) образы природы, архитектурные и интерьерные реалии несуществующими деталями, часто фантастическими. С большой любовью рисовал церкви снаружи и внутри, святых и себя вместе с ними или даже вместо них. И это не было кощунством, а было его мироощущением.
— Картины Никифора отличаются декоративной выразительностью четкого рисунка и тонким ощущением колорита. Он предпочитал контрастность цветов и гармоничную ритмичность. Необыкновенная фантазия позволяла ему рисовать то, чего он никогда не видел — величественные небоскребы и целые города с высоты полета птиц, аэропланы и изысканных женщин, близости которых не знал.
— Никифор стремился – и преуспевал в этом – превратить серые хмурые здания в роскошные букеты, а уже из них «построить» цветущие городские кварталы.
— Будучи социальным изгоем, бесприютным странником, он не только не озлобился, но и проповедовал своими «картинками» (так он называл свои произведения) гармонию и любовь. Свое одиночество, однако, чувствовал остро, и один из поздних автопортретов назвал: «Никого нет рядом с Никифором».