Надежда Андреевна Удальцова родилась в семье офицера А. Прудковского, была старшей из четверых детей. В восьмилетнем возрасте переехала с родителями в Москву.
1886 - 1961
Русская художница, одна из «амазонок» авангарда в России. Н. Удальцова большую часть карьеры занималась станковой живописью, а в поздний период творчества еще и графикой. Художница была активным членом и экспонентом группировок «Бубновый валет», «Мир искусства», «Супремус», «Московские живописцы», «13».
Последовательно проходя этапы кубизма, кубофутуризма и супрематизма, логически следовавших к конструктивному изобразительному искусству, художница отошла от авангарда, так как ей был близка эстетика фигуративной живописи.
Как преподаватель разработала новаторский курс «Объект в пространстве» для художественных свободных мастерских и Института художественной культуры, где начинала работать как ассистент Малевича. Художница посвятила педагогической деятельности более 10 лет – до обвинения в формализме и увольнения.
Творчество Н.А. Удальцовой, художницы «революционной» эпохи, отличается как гармонией и цельностью композиций, так и смелостью экспериментов. Ее картины, имеющие бесспорное художественное и коллекционное значение, представлены в крупнейших музеях России и в частных собраниях.
Ключевые идеи:
— Как записала в дневнике художница, парижский кубизм для неё не стал целью, а был только школой: «привлекала не декоративно-узорчатая сторона, а строгость построения и законов самой живописи со сдержанной цветовой гаммой».
— Путь, пройденный Удальцовой от кубизма в двух его основных стадиях (аналитика и синтетизм) к беспредметному искусству можно назвать классическим для русского авангарда. При этом, создавая супрематистские композиции, художница параллельно писала картины и в стиле кубофутуризма, поскольку дорожила живым ощущением красочного материала и началами картинности произведения.
— Во многом под влиянием мужа А. Древина Надежда Удальцова перешла к эмоциональной фигуративной живописи. Никаких придуманных «красот», простые мотивы открытого вдаль пространства, которое выразительно прорезано реками и дорогами, оврагами и холмами. Художница оставалась верна манере и в картинах, написанных после 1938 года, когда латыш Древин был арестован как контрреволюционер. Не зная о его судьбе (очень скоро был расстрелян), она ждала, отказалась от эвакуации, работала на аэродроме и писала портреты военных летчиков.
— После новой волны обвинения в формализме (1948) художница ушла в «тихое искусство» — писала пейзажи и натюрморты, отдалённо напоминающие о парижских уроках и не терявшие свойственных этому автору глубоких цветовых решений.
— Искусство Н. Удальцовой, таким образом, представляет более умеренное крыло русского авангарда. Художница, испытав влияние Татлина и Малевича, адептом их идей не стала, как и не примкнула к сторонникам прикладной сферы изобразительного искусства, став после периода увлечения кубизмом приверженцем натурной живописи.
1886
1905
1908
1911
1913
1915
1918
1922
1928
1938
1945
1946
1961
Надежда Андреевна Удальцова родилась в семье офицера А. Прудковского, была старшей из четверых детей. В восьмилетнем возрасте переехала с родителями в Москву.
Начала занятия в частной школе-студии у К. Юона и И. Дудина. Одним из ее наставников был Н. Ульянов. Интерес к современным приемам появился после посещения мемориальной выставки Борисова-Мусатова в 1907 г.
Совершила обучающую поездку в Германию (Берлин, Дрезден). По возвращении посещала московскую студию К. Э. Киша и работала в мастерской «Башня» (важным было творческое общение с Ларионовым и Гончаровой). Увлеклась новой французской живописью, увидев в коллекции Щукина В. Ван Гога и П. Сезанна.
Вместе с Л. Поповой училась в Париже в Академии «La Palette», испытала сильное влияние своих педагогов — кубистов А. Ле Фоконье, Ж.Метценже и Д. де Сегонзака.
Работала в московской мастерской В. Татлина. В следующем году стала членом группировки «Бубновый валет» и участвовала в выставках «Трамвай В», где познакомилась с К. Малевичем. Еженедельно в квартире Поповой участвовала в «собраниях по искусству».
Вошла в основанное Малевичем сообщество авангардных художников «Супремус». В течение следующих двух лет вместе с Экстер, Розановой, Пуни, Генке, Клюном и др. художниками-супрематистами работала для артелей в Вербовке и Скопцах. Произведения этого времени тяготеют к супрематизму. Принимала участие в «Последней футуристической выставке картин 0,10», выставив «Автопортрет» и еще 2 полотна. В следующем году экспонировала новые работы на футуристическом вернисаже «Магазин», организованным Татлиным, написала текст к иллюстрированной брошюре «В.Е. Татлин», выпущенной «Новым журналом для всех».
Преподавала в свободных художественных мастерских (начинала ассистентом Малевича), годом позже — в Институте художественной культуры. Тема разработанного художницей курса «Объект в пространстве» была новаторской. Выйдя в 1919 г. замуж за художника Александра Древина, художница вернулась к фигуративному искусству — пейзажам и натюрмортам. Супруги работали в одной манере, и она кардинально отличалась от тех направлений, которые продолжали развиваться к беспредметности.
Картины художницы экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине. Несколько холстов приобрело Анонимное общество (Société anonyme). Годом ранее состоялся уход Удальцовой и Древина из Института художественной культуры в знак непринятия засилья конструкивистов-производственников — по сути, это был уход из авангарда. Вернувшись к фигуративной живописи, художница работала с цветом как новатор.
После творческой поездки на Урал состоялась совместная выставка Удальцовой и Древина в залах Русского музея, после чего супруги работали на Алтае (1929–1932) и в Армении (1933). Оба художника после 1933 года оказались вне рамок официального искусства как формалисты.
Муж художницы А. Деревин арестован и расстрелян через полтора месяца (она узнала об этом только в 1956 году). Спасая произведения мужа от конфискации и последующего уничтожения, Надежда их при обыске выдавала за свои.
Через 10 с лишним лет после полного запрета на показы в театре «Ромэн» состоялся камерный вернисаж художницы — выставка военных работ.
Художница была награждена медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну», что не спасло ее через два года от нападок с обвинениями все в том же «формализме» и запрета на выставочную и преподавательскую деятельность.
Надежда Андреевна Удальцова умерла 25 января 1961 года, Москва, СССР.
течение
Постимпрессионизм
Экспрессионизм
Супрематизм
Кубизм
друзья
Александр Древин (муж и друг)
Ольга Розанова
Александра Экстер
Владимир Татлин
Вера Ефремовна Пестель
Илья Машков
Петр Кончаловский
Аристарх Лентулов
Александр Александрович Осмёркин
художники
Константин Юон
Поль Сезанн
Жан Метценже
Анри Ле Фоконье
Пабло Пикассо
Иван Дудин
Николай Павлович Ульянов
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Анри Матисс
Виктор Борисов-Мусатов
Андре Дюнуайе де Сегонзак
течение
Кубофутуризм
друзья
Роберт Фальк
Варвара Степанова
Казимир Малевич
Любовь Попова
Наталья Гончарова
Михаил Фёдорович Ларионов
художники
Нина Генке
Сергей Лучишкин