Михаил Иванович Меньков родился 15 сентября 1885 года в городе Вильно, Российская империя.
1885 - 1926
Российский художник и мастер фотографии, значительный деятель русского авангарда, ближайший помощник и последователь Казимира Малевича в период расцвета кубофутуризма и функционирования официально не зарегистрированного сообщества авангардистов «Супремус».
Следование автору знаменитого «Черного квадрата» сказывалось не только на художественных работах Михаила Менькова, но и в его декларативных заявлениях, которые он публиковал в виде листовок перед значимыми выставками авангардистов. Был экспонентом выставок «Бубнового валета» и первых послереволюционных масштабных выставок.
М. И. Меньков дал примеры русско-украинского кубофутуризма и супрематизма, а также цветописи в изобразительном искусстве. За чрезвычайно короткую творческую карьеру из-за ранней смерти в 40-летнем возрасте оставил не слишком обширное наследие в виде картин и теоретических трудов. Живописные произведения, отправленные им из Ялты, где он проходил лечение, были утеряны по дороге в Москву. Часть работ были уничтожены в 1930-е годы как «формалистские» — сохранились те, что были «сосланы» в областные музеи. К тому же художник много времени посвящал фотографии – благодаря этой его работе был задокументирован ряд авангардных выставок, проходивших в Москве и Петрограде.
Творчество М. И. Менькова было представлено на выставке «Auf der Suche nach 0,10 — die letzte futuristische Ausstellung der Malerei», проходившей в швейцарском Базиле в 2015-2016 году в честь столетия петроградской «Последней футуристической выставки ноль десять».
Ключевые идеи:
— В одной из своих деклараций, опубликованных к началу очередной выставки авангардистов, Михаил Меньков писал, что повторять видимое – это недостаток искусства. Он исходил из постулата, что искусство ценно именно творчеством, а не подражанием реальности.
— Борясь за «чистую» живопись, Меньков считал, что «краска должна жить и говорить за себя. Утверждал, что до новейшего времени живописи как таковой не было, а была «копировка натуры».
— Во второй своей декларации, которая была написана как часть изданного каталога к Десятой Государственной выставке, носившей название «Беспредметное творчество и супрематизм», художник заметил, что зрительные ощущения произведения даются самой красочной поверхностью, при этом в большей степени тогда, когда она не разделена слишком четкими контурами.
— В начале 1920-ых годов Меньков выступил последователем Ольги Розановой (после ее безвременной смерти) в цветописи. Идеи цвета, не заключенного в треугольники и квадраты, привела художника к еще большей абстракции и к попыткам работать с округлыми формами, не имеющими прямых ассоциаций с конкретными предметами.
— Новейшие исследования искусствоведа и знатока авангарда профессора Д. Сарабьянова доказывают, что отношение к М. Менькову как к «тени Малевича» несправедливы: художник имел собственное видение на изобразительное авангардное искусство.
1885
1907
1912
1914
1915
1916
1917
1919
1920
1921
1926
Михаил Иванович Меньков родился 15 сентября 1885 года в городе Вильно, Российская империя.
Окончив реальное училище города Двинска, сдавал экзамены в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), но не был принят, как и Малевич, сделавший в этом же году свою четвертую попытку. Занимался в разных частных студиях-мастерских.
Смог с пятого захода поступить на скульптурное отделение МУЖВЗ и вскоре получил разрешение перевестись в архитектурный класс, который, проучившись два года, так и не окончил.
Уйдя из художественного училища, уехал в город Острог (Волынская губерния) к своей семье и вскоре в связи с мобилизацией на Первую мировую войну был зачислен в военное училище, которое не окончил, так как был комиссован по состоянию здоровья.
Принимал участие в «Последней футуристической выставке 0,10» в Петрограде. Там он представил четыре свои работы под общим названием «Живопись в Четвертом измерении» и написал к открытию знаменитого вернисажа декларативную листовку, которую сам и распространял среди посетителей.
Стал одним из инициаторов создания и активным членом общества «Супремус», которое официально не было оформлено. Написал несколько произведений в стиле супрематизма. Вместе со своей женой Терезой Левинсон, владелицей столичного фотографического ателье, М. Меньков делал снимки картин членов «Супремуса» для их репродуцирования в журнале.
Представил картины на выставку «Бубновый валет» в Москве. Через год участвовал в крупной Первой выставке картин профессионального союза художников Москвы (1918 г).
Участвовал в Восьмой государственной выставке и в большом показе «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве. Как фотограф Меньков помогал Малевичу в практических делах по изданию журнала «Супремус», работал над созданием проектов вышивок для кустарной артели в селе Вербовка Киевской губернии.
Входил в число сотрудников Московского Художественно-строительного отдела Наркомпроса, который возглавлял Казимир Малевич. Около двух лет (с 1918 года) работал его неофициальным ассистентом в Московских Государственных свободных художественных мастерских.
Несколько произведений художника были приобретены Музеем живописной культуры Москвы (позже были частью уничтожены как формалистические, частью переданы областным музеям). В связи с прогрессирующим туберкулёзом художник уехал в Ялту и вернуться ему уже не довелось. Картины, написанные в Ялте и отправленные (о чем свидетельствует письмо к А. Родченко) в Москву, пропали.
Михаил Иванович Меньков умер в 1926 году в Ялте, СССР.
течение
Кубофутуризм
Кубизм
Супрематизм
Абстракционизм
друзья
Казимир Малевич
Любовь Попова
художники
Александра Экстер
Иван Пуни
Пабло Пикассо
Хуан Грис
Жорж Брак
течение
Супрематизм
друзья
Ольга Розанова
Александр Родченко
художники
Варвара Фёдоровна Степанова
Михаил Матюшин
Мария Ивановна Васильева