Михаил Федорович Андриенко-Нечитайло — украинский художник и сценограф-авангардист. Основную часть художественной карьеры составил во Франции как представитель Парижской школы изобразительного искусства.
Вместе с П. Ковжуном, Я. Музыкой организовал Ассоциацию украинских художников и помогал молодым художникам-землякам, эмигрировавших во Францию. Пять картин Андриенко-Нечитайло, оказавшихся в Львовском художественном музее, где проходили выставки этого объединения, в 1952 году были уничтожены как «формалистские» и «не имеющие ценности».
Наряду с Александром Архипенко, Михаил Андриенко смог отзеркалить в своем многогранном творчестве разнообразные направления авангардной живописи 20 столетия. Его персональные выставки, кроме нескольких в Париже, с успехом проходили в Риме, Берлине, Женеве, Амстердаме, Чикаго.
Серия произведений Мишеля Андриенко в стиле нео-реализма под общим названием «Исчезающий Париж» составляет историческую ценность как художественный документ прошлого столицы Франции.
В области театральной декорации работы Андриенко-Нечитайло занимают одно из первых мест в современном европейском искусстве. Мастер предложил не только высокую художественную форму, но и внес новое понимание пространства сцены в камерном театре.
М. Андриенко был человеком высокой культуры и разносторонне одаренной личностью. Он плодотворно работал как искусствовед и писатель. Его рассказы и психологические новеллы специалисты характеризуют как образцы высокохудожественной прозы. Его критические статьи по искусству, эстетические наблюдения печатались в эмигрантских журналах «Возрождение», «Новая жизнь», в мюнхенском украинском журнале «Сучаснiсть».
Находясь в центре европейской культурной жизни, Андриенко счастливо избежал подражаний, выработав оригинальную творческую манеру. Украинский художник входит в круг выдающихся мастеров изобразительного искусства XX в. Его живописные и графические произведения находятся в музеях Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Рима, в Национальном музее во Львове (Украина), в многочисленных частных собраниях.
Ключевые идеи:
— Михаил Андриенко-Нечитайло прошел несколько периодов творчества, отдав должное различным стилям и направлениям. Начав с пейзажей, которые выставлял в Херсонском «Обществе любителей изящных искусств» еще в 16-летнем возрасте, перешел к символизму под влиянием своих петербургских учителей Н. Рериха, И. Билибина, А. Рылова и др. представителей «Мира искусства». Однако это был не его путь.
— Картины в стиле кубизма с одобрением были встречены на выставке в «Артистическом бюро» Н. Добычиной в Санкт-Петербурге – здесь с энтузиазмом поддерживали искусство авангарда, когда его еще жестко критиковали. Творчество М. Андриенко этого периода отмечено рафинированностью линий, особой элегантностью цветовых решений, стилизациями.
— Атмосфера французской столицы, куда М. Андриенко попал в 1923 году, поощряла к экспериментированию. Основная манера живописи этого периода у художника особая, кубо-конструктивистская. При этом произведения характеризуются точностью композиции, которая составляет гармоническое единство с цветовыми решениями.
— В 1930-ых годах Михаил Андриенко создал серию картин с заметной сюрреалистической направленностью образных элементов. Сюжеты изображали музыкальные инструменты, морские раковины, ветви и пни деревьев в сочетании с фрагментами архитектуры.
— По мнению Андриенко, «манера абстрактно думать никогда не была чужда искусству. Музыка, архитектура имеют абстрактную суть, и абстрактные формы проявляются у всех народов в декоративном искусстве, скульптуре и живописи». Поэтому даже в фигуративных пейзажах Венеции, Вероны, Брюгге, которые художник привозил, начиная с 1959-го г., из своих путешествий по Европе, он остается конструктивистом. Важно, что мастер находил в архитектурных ансамблях городов воспроизведение конструктивистских соотношений, а не подстраивался под стиль.
— В послевоенное время Андриенко написал ряд абстрактных композиций, обладающих ритмической пластикой, а в конце 1950-ых вернулся к конструктивистским построениям в живописи и начал применять в картинах «нехудожественные» материалы – глину, песок, проволоку.
— Декорации М. Андриенко-Нечитайло создавал сначала в театре Миклашевского (Одесса), затем в Королевском театре Бухареста, в театрах Праги, а позже – для постановок Дягилева и в многочисленных театрах Франции. Они отличаются лаконизмом и архитектурным схематизмом. Эскизы костюмов стали отдельными высоко ценимыми произведениями искусства.