Макс Вебер родился 18 апреля 1881 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (теперь территория Польши).
1881 - 1961
Польский художник еврейского происхождения, родившийся на территории Российской империи и работавший в Америке.
Родившийся в польской части Российской империи Макс Вебер довольно рано оказался со своей семьей в Нью-Йорке. Самое первое обучение изобразительному искусству проходило в Бруклинской школе. Его наставником был Артур Уэсли Доу — в консервативной среде того времени преподаватель довольно прогрессивный. Доу сильно повлиял на становление Вебера как поборник новых подходов к изобразительному искусству.
У одного из самых первых стилистических новаторов Америки наблюдается использование приемов, взятых от очень разных стилей – фовизма и динамизма, экспрессионизма и кубизма, футуризма и примитивизма. Также разнообразны и техники, в которых работал мастер, и тематика его работ. Наиболее часто используемые темы сосредоточены на религиозной иконописи и традициях старого мира — ежемесячные празднования новолуния, чтение талмудов, почитание субботы и проч.
Макс Вебер был ключевой фигурой в становлении авангардного искусства в Америке, работал в разнообразных техниках (масло, акварель, темпера), был мастером гравюры и скульптуры. Избирался директором Общества независимых художников Нью-Йорка, председатель Национального комитета, почетным председателем «Конгресса Американских художников». Преподавал в нескольких учебных заведениях Америки, популяризируя новые методы и приемы, считается предтечей знаменитого американского абстрактного экспрессионизма.
Искусствоведы отмечают, что Макс Вебер не только воплотил еврейские традиции в своем творчестве, но и сумел последовательно пронести сквозь важнейшие течения в искусстве 20 столетия отголоски собственной непростой жизни. Эти следы польско- и русско-еврейские, а также европейско-еврейские ведут в мир еврейства американского, развивающегося в условиях толерантности и терпимости, уважения к людям другой веры и других традиций.
Крупная ретроспективная выставка произведений Вебера прошла в Еврейском художественном музее в 1982-м году.
Ключевые идеи:
— Макс Вебер писал: «Искусство имеет цель более высокую, чем подражание природе, оно превосходит земное и измеримое, имеет свой собственный масштаб и предназначение» Художник был уверен, что творчество «касается информирования духа» и что «работа может быть анатомически неправильной или «искаженной», но быть по-прежнему наделена чудесными и неописуемыми элементами духовных и мистических царств». Этих принципов он и придерживался в своем искусстве.
— Мастер не отходил от фигуративности полностью – намеки на объекты в любом случае присутствовали. К примеру, композиция «Китайский ресторан» (1915) только на первый взгляд может показаться абстрактным набором цветов и форм, однако при анализе и с учетом названия проявляются узнаваемые компоненты: стена, кафельный пол, лица. Излучающая энергию кубистской абстракции, картина Вебера передает детали помещения и одновременно — его оживленную атмосферу. Сам художник, объясняя картину, говорил: «Войдя в ресторан из темноты ночи, видишь лабиринт и пламя света, которые расщепляют интерьер на фрагменты».
— В натюрмортах М. Вебера предметы являются зрителю через сплющенное живописное пространство, а композиция включает несколько точек зрения. Они написаны в почти монохроматической палитре, свойственной раннему кубизму. Мастер добавляет в них пространственную глубину, а традиционное выделение контуров жирными мазками создает ощущение жизни и движения.
— В более поздние годы М. Вебер отвернулся от абстракции в пользу образных и фигуративных картин и все чаще черпал вдохновение из еврейского наследия и детских воспоминаний. Насколько глубока национальная составляющая в искусстве художника демонстрируют такие повторяющиеся сюжеты, как «Суббота», «Талмудисты». Последнее произведение, относящееся к 1934 году, несет в себе пророчество о судьбах евреев — трагедия стала европейской явью в 1940 х годах.
1881
1891
1905
1910
1920
1930
1940
1961
Макс Вебер родился 18 апреля 1881 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (теперь территория Польши).
Эмигрировал с родителями, евреями-ортодоксами, в Америку. Семья поселилась в Бруклине, где юноша изучал живопись в Институте Пратта у прогрессивного преподавателя Артура Уэсли Доу.
Занимаясь преподавательской деятельностью, накопил достаточно денег для осуществления мечты – образовательной поездки в Париж. Поступил в Академию Гранд-Шомьер и Академию Жюлиана, посещал занятия в Академии Colarossi и мастерскую в Школе Анри Матисса. Подружился с Анри Руссо, Пабло Пикассо и др.
Сблизился с кругом художников, сгруппировавшихся в галерее «291» фотографа А. Штиглица. Выставка художника, организованная в популярной нью-йоркской галерее «291» в 1911 г. стала «самым безжалостным линчеванием, которому когда-либо подвергался художник в Америке». Тем не менее, через два года по предложению директора Newark Museum художник провел персональную выставку. Некоторые критики отзывались о ней позитивно.
Преподавал курс натюрморта в Художественной студенческой лиге в Нью-Йорке, где его студентом стал Марк Ротко (Роткович), вел занятия в Школе современной фотографии Кларенса. С 1928 г. был директором нью-йоркского Общества независимых художников.
Состоялась ретроспективная выставка «пионера американского авангарда», которую организовал нью-йоркский Музей современного искусства. Художник увлекся темами национальной направленности и вернул в полотна предметность. В 1937–1940 годах был Председателем Национального комитета и почетным председателем «Конгресса Американских художников».
Художник окончательно вернулся к фигуративной живописи, которая принесла ему большее признание, чем работы в стиле кубизма. По опросу журнала «Look», проведенному среди критиков-искусствоведов, Вебер оказался на втором месте после Джона Мэрина из списка самых великих из живущих американских художников.
Мастера пригласили преподавать в Школу живописи и скульптуры Skowhegan. В Музее американского искусства Уитни в 1948 г. прошла персональная выставка художника.
Ушел художник из жизни 4 октября 1961 года в Грейт Нек, Нью-Йорк, США.