Макс Клингер - SKETCHLINE

назад

1857 - 1920

Макс Клингер

описание

Немецкий художник, график и скульптор, гравёр и архитектор. Работал в стилях исторического романтизма, символизма и раннего модерна.

В 1892 году стал одним из фундаторов влиятельного «Общества берлинских художников», организовывал выставки. Был членом мюнхенского Сецессиона, членом новообразованного венского Сецессиона и профессором Академии художеств в Лейпциге (с 1897 года), почетным членом Стокгольмской академии, имел титул Рыцаря Ордена Pour le merite.

Настоящей сенсацией были ранние циклы 1878 года на тему деяний Христа и Фантазии о перчатке. Изображенные «циклы» (события с воображаемыми фантастически-символистскими реальностями) М. Клингер называл «опусами», приравнивая их к музыкальным произведениям.

В трактате «Живопись и рисование», что вышел в 1891-ом, автор придаёт самостоятельное значение отображению фантастического внешнего мира. Клингер считал при этом, что именно графике свойственно наиболее ярко выражать такие сюжеты. Фантазию (изо-повесть) о найденной одушевленной перчатке специалисты справедливо определяюткак первое сюрреалистическое произведение. Графическим циклом «Драмы», изображающим революцию 1848-го и трагедию городского «дна», намечена линия социально-экспрессионистского рисунка.

Самобытным был вклад М. Клингера и в скульптуру: стремясь возродить технику полихромной пластики, он использовал различные мраморы, слоновую кость и золото, бронзу и раскрашенный алебастр.

По образному определению искусствоведа, Клингер – «из семьи Дюрера и Гольбейна». Это и скорбная вдумчивость, и драматический пафос, и созерцательная мечта. Его символы всегда воплощают большие чувства и большие мысли.

В родном городе художника открыт его Дом-музей.

Ключевые идеи:

— Своей главной идеей в искусстве М. Клингер считал объединение живописи с пластикой и архитектурой. При этом в своем творчестве мастер сочетал острую заинтересованность жизненными социальными проблемами с мистикой и фантастикой.

— Увлекшись в 1880-е символизмом, немецкий художник стал населять картины аллегорическими, фантастическими существами, «бёклиновскими» русалками. Мир внешний и внутренний равным образом возбуждали интерес мастера, и он их видел и изображал как противоположности.

— Позднее в произведениях Клингера возобладал так называемый «консервативный» модерн, когда в композиции, полной поэтической и порой переусложненной фантазии, сохраняются приметы традиционной академической картины («Суд Париса»).

— Живопись, по представлению мастера, является средством, что «удерживает внешний мир», а фантазию «можно выразить только рисунком и гравюрой». Так что живопись для него оставалась позитивным средством самовыражения. Для полотен порой Клингер самостоятельно создавал рамы со сложными символическими рельефами.

— Графика, занимавшая в творчестве Клингера большое место, передает тёмные аспекты жизни и порой демонические явления. Они адекватно выражаются в контрастной линейной манере, а в ней художник был мастером-виртуозом.

— Работая как скульптор, Клингер возрождал полихромность при изготовлении объектов. К примеру, «Бетховен» выполнен из мрамора, гипса, бронзы. Характерны для пластики мифологические ню («Кассандра», «Саломея»), героизированные и эпически-масштабные портреты. («Ницше», «Бетховен»).

Макс Клингер

Они повлияли

течение

Романтизм

Реализм

Ренессанс

художники

Пабло Пикассо

Карл Гуссов

Адольф фон Менцель

Ханс фон Маре

Ансельм фон Фейербах

Эмиль Чарльз Ваутерс

Арнольд Беклин

Франсиско Гойя

Оноре Домье

Пюви де Шаванн

Он повлиял

друзья

Никола Першайд

художники

Кете Кольвиц

Макс Эрнст

Джорджо де Кирико

Эдвард Мунк

Франческа Вудмен

описание

Материалы: мрамор. Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

1904

описание

Местонахождение: Музей изобразительного искусства Лейпциг, Германия.

1902

описание

Местонахождение: Музей изобразительного искусства, Лейпциг, Германия.

1897

описание

Местонахождение: Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.

1888

описание

Местонахождение: Музей изобразительного искусства, Лейпциг.

1886 - 1890

описание

Местонахождение: Старая и Новая Национальные Галереи, Музей Берггрюна, Берлин.

1884 - 1885

описание

Местонахождение: Кунстхалле, Гамбург, Германия.

1884 - 1885

описание

Местонахождение: Музей изобразительного искусства, Лейпциг, Германия.

1890

описание

Материалы: травление, акватинта. Местонахождение: Земельный музей Гессена, Дармштадт, Германия.

1889

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Новая Галерея музея истории и искусства, Вена, Австрия.

1885 - 1887

описание

Местонахождение: Земельный музей Гессена, Дармштадт, Германия.

1882

описание

Местонахождение: Музей изобразительного искусства, Лейпциг, Германия.

1879