Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - SKETCHLINE

назад

1878 - 1939

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

описание

Выдающийся русский живописец и театральный художник, график и теоретик искусства, педагог и писатель. Был членом группы «Мир искусства», одним из соучредителей «Вольфила» (Вольной философской ассоциации), участником объединения «Четыре искусства». Участвовал в Парижских Салонах, выставках «Золотое Руно», в международной «Балтийской выставке» (Швеция), общества «Жар-Цвет». Удостоен звания заслуженный деятель искусств России. Немало сил отдал деятельности преподавателя, разработкам по теории живописи и занимался реорганизацией системы художественного образования.

Ключевые идеи:

— Кузьма Петров-Водкин, будучи символистом с парижской школой, иконописцем в прошлом, который не скрывал своего интереса к религиозному искусству даже во времена воинствующего материализма, был, тем не менее, признан Советами и активно участвовал в художественной жизни страны.

— Мастер считал живопись средством и даже орудием для усовершенствования человеческой природы; он стремился обнаружить проявление в человеке вечных законов общего устройства мира через идеи своих произведений. В таких картинах, как знаменитый «Красный конь», изображение является олицетворением связи космических сил с конкретным временем и событиями. Этот ярчайший образец символистской живописи с очень емким образом, представляющим эпоху перемен (написан в 1912) и вещающим от ее лица. При этом изображение коня имеет вид иконописного образа, чаще всего присутствующего в сюжетах с Георгием-Победоносцем.

— «Форма и цвет, который объемлет эту форму, — это и есть живопись», — сформулировал сам Петров-Водкин свой принцип, подводящий к его теории «трехцветной гаммы». Он применил этот принцип и эту теорию в полной мере в «Играющих мальчиках» (1911), ставших его программным произведением. Особенностью поздней манеры стало применение ограниченного количества цветов — красного, желтого, голубого (или же зеленого). Эти цвета являются иконописным сочетанием.

— Изменились и композиционные решения – в них появились уравновешенность и некая статика, даже если изображение предполагает движение. Это новшество делает каждую картину уникальной, а в применении к «Красному коню» — даже гениальной. Обращаясь к натюрморту довольно часто, Петров-Водкин и в этом жанре находил богатые экспериментальные возможности, как это видно в «Натюрморте с розой».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Они повлияли

течение

Символизм

друзья

Роберт-Фридрих Мельцер

Александр Терентьевич Матвеев

художники

Пюви де Шаванн

Михаил Врубель

Валентин Серов

Виктор Борисов-Мусатов

Антон Ажбе

Фёдор Емельянович Буров

Он повлиял

течение

Экспрессионизм

друзья

Павел Варфоломеевич Кузнецов

Пётр Саввич Уткин

художники

Павел Ефимович Аб

Виктория Марковна Белаковская

Владимир Александрович Горб

Николай Иванович Дормидонтов

Рубен Агасьевич Захарьян

Виктор Михайлович Орешников

Прошкин Анатолий Николаевич

Прошкин Виктор Николаевич

Мариам Аршаковна Асламазян

Александр Адольфович Деблер

Владимир Владимирович Дмитриев

Алексей Иванович Зернов

Калмыков Сергей Иванович

Николай Николаевич Купреянов

Израиль Львович Лизак

Малагис Владимир Ильич

Пестинский Борис Владимирович

Алиса Порет

Сергей Васильевич Приселков

Александр Николаевич Самохвалов

Лидия Фёдоровна Фролова-Багреева

Леонид Терентьевич Чупятов

Шмидт Александр Владимирович

Якобсон Александра Николаевна

описание

Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1922

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922

описание

Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1921

описание

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

1921

описание

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915

описание

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

1914 - 1915

описание

Местонахождение: Национальная галерея Армении, Ереван.

1910

описание

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

1910