Клас Тур Олденбург - SKETCHLINE

назад

28 января 1929, Стокгольм, Швеция

Клас Тур Олденбург

описание

Американский скульптор шведского происхождения, выдающийся представитель поп-арта. Клас Тур Олденбург начал свою карьеру в Нью-Йорке, где он участвовал в многочисленных хэппенингах и перформансах с такими художниками, как Джим Дайн, Аллан Капроу и Джордж Сигал. Он стал неотъемлемой частью движения поп-арт в начале 1960-ых годов, противопоставляя свои простые и привычные для восприятия работы сложной эстетике абстрактного экспрессионизма. Выставив в витрине «ненастоящего» магазина «ненастоящие» вещи, созданные из самых неожиданных материалов, художник по-настоящему удивил публику и мгновенно приобрел широкую известность.

Клас Олденбург известен своими «мягкими» скульптурами и масштабными инсталляциями, которые представляют собой увеличенные до невероятных размеров повседневные вещи. Огромные прищепки, иголки с нитками, зонты и велосипеды, рожки мороженного и гамбургеры, сделаны с потрясающей точностью и немалой долей юмора. Эти предметы, часто расположенные в самых необычных и неподходящих по стилистике местах, становятся символами города, в котором установлены, неизменно привлекают внимание туристов, которые обожают фотографироваться возле таких оригинальных арт-объектов.

Свои публичные произведения-объекты Клас Олденбург создавал в сотрудничестве со своей женой Косье ван Брюгген, с которой познакомился на выставке в Амстердаме. Вместе скульпторы стали авторами сотни ярких и неординарных работ — они заставляют зрителя выйти из привычного шаблона мышления и задуматься об относительности вещей и понятий, принятых в обществе.

Клас Олденбург – один из шести великих художников современности, творчество которых представлено в так называемом «Лунном музее». «Музей» имеет вид небольшой керамической пластинки, которая якобы была тайно прикреплена к летательному аппарату и проследовала на Луну, где и осталась навсегда. Кроме Класа Олденбурга, искусство землян представили такие художники, как Роберт Раушенберг, Дэвид Новрос, Джон Чемберлен, Форрест Майерс и Энди Уорхол.

Ключевые идеи:  

— Клас Олденбург  — основоположник скульптуры поп-арта. Он одним из первых начал создавать объемные композиции, соответствующие эстетике этого течения, выбирая для своих творений узнаваемые и привычные каждому вещи. Объектами творчества скульптора стали самые обыденные предметы, которые в его интерпретации приобрели совершенно иное звучание и смысл. Сам художник называл их «анти-скульптурами», так как эти изваяния не имели ничего общего с классическим пониманием этой разновидности изобразительного искусства.

— В отличие от работ Джаспера Джонса, который делал бронзовыми статуями такие обычные вещи, как банки из-под пива, Клас Олденбург старался выполнить предметы максимально похожими на оригинал. Однако уже в начале творческой карьеры художник использовал для своих работ самые неподходящие материалы. Например, гамбургер он сшил из мягкой ткани, набив ее газетами, а жареное на плите мясо слепил из гипса и картона, и раскрасил изделие масляными краской. При этом его муляжи были максимально правдоподобными. Когда же зритель обнаруживал обман, он был удивлен и поражен тем, что привычные вещи могут оказаться чем-то совершенно иным, чем всегда являлись.

— Огромное значение в скульптурах Олденбурга имеет их размер. Именно увеличение мелких предметов до неправдоподобного масштаба делает их такими интересными и необычными. Стоя рядом с работами мастера, зритель ощущает, что он попал в страну великанов или в сказочное зазеркалье, где знакомые предметы заставляют чувствовать себя маленьким и беззащитным наподобие букашки.

— Работы Класа Олденбурга – это не просто увеличенные предметы. Они созданы то с мягким юмором, то с цинизмом, жестко критикующим абсурдность американской культуры, зацикленной на потреблении и жажде владения различными вещами. Бытовые предметы, которые нельзя взять в руки и использовать по их прямому назначению, говорят о том, что многие товары потребления на самом деле не нужны человеку, а являются лишь навязанным маркетингом приобретением.

— Многие арт-критики называют Класа Олденбурга самым сюрреалистичным художником поп-арта. В то время, как его коллеги используют образы комиксов или рекламы, изображая плоское двухмерное пространство, он создает собственный объемный мир. Наполненный нереально огромными или неожиданно «мягкими» формами, мир художника напоминает странный сон, порой ассоциируясь с произведениями Сальвадора Дали – к примеру, с его плавящимися часами и слонами на неимоверно длинных ногах.

 

Клас Тур Олденбург

Они повлияли

течение

Абстрактный экспрессионизм

Сюрреализм

Поп-арт

Арт-брют

друзья

Алан Капроу

Дональд Джадд

Джим Дайн

художники

Марсель Дюшан

Роберт Раушенберг

Рене Магритт

Сальвадор Дали

Жан Дебюффе

Джаспер Джонс

Он повлиял

течение

Поп-арт

друзья

Косье ван Брюгген

художники

Джефф Кунс

Дэмьен Херст

описание

Идея создания этой скульптуры принадлежит супруге и соавтору Класа Олденбурга - Косье ван Брюгген.

2006

описание

Композиция, изображающая упавший рожок мороженого интересна тем, что располагается не на земле, что могло бы быть обычно, а на крыше современного здания.

2001

описание

Эта необычная скульптура Класа Олденбурга встречает приезжающих на железнодорожном вокзале Милана. Она представляет собой огромную иголку с цветной ниткой - острие наполовину воткнуто в землю, а вторая часть с узелком торчит из земли на другой стороне площади.

2000

описание

Четыре гигантских воланчика для игры в бадминтон разбросаны вокруг здания музея в Канзас-Сити. Они выполнены по заказу частных меценатов - семьи Сослэнд, что указано на гранитной плите возле входа в музей.

1994

описание

Известная скульптура расположилась на газоне в центральной части Кливленда. Как и почти все скульптуры Класа Олденбурга, она представляет собой точную копию реального предмета - канцелярскую печать, увеличенную во много раз и потому хорошо видимую издалека.

1991

описание

Не все творения Класа Олденбурга – это неподвижные статуи, которые украшают городские парки и скверы. Некоторые произведения имеют вполне практичное применение, например лодка, выполненная в форме раскладного швейцарского ножа.

1985

описание

Одна из наиболее узнаваемых и романтичных работ Класа Олденбурга и Косье ван Брюгген - 15-тиметровая, 7-митонная ложка с вишенкой является символом американского города Миннеаполис.

1985

описание

Казалось бы, что может быть проще и обыкновенней, чем прищепка, с помощью которой хозяйки вешают сушиться белье? Но Клас Олденбург смог сделать из этого банального предмета памятник, увеличив его словно при помощи волшебной палочки до 15-тиметровой высоты и расположив на площади большого города.

1976

описание

В отличие от относительно нейтральных работ Класа Олденбурга, выполненных в стиле поп-арта, этот предмет из набора косметики несет явный антивоенный призыв.

1969

описание

Ранние работы художника были созданы под влиянием знаменитых «готовых вещей» Марселя Дюшана и эстетики поп-арта. Объектом искусства становились самые обычные предметы, которые человек видит и которыми пользуется чаще всего каждый день.

1962