Кеннет Ноланд - SKETCHLINE

назад

10 апреля 1924 года, Эшвилл, Северная Каролина (США) - 5 января 2010 года, Порт-Клайд, Мэн (США)

Кеннет Ноланд

описание

Кеннет Ноланд — американский художник, яркий представитель живописи цветового поля. Он создал альтернативу абстрактному экспрессионизму и живописи действия, практикуя строгую упорядоченную абстракцию, отсутствие объекта и предмета в живописи, яркие цвета, равномерно нанесенные на поверхность холста. Вслед за американской художницей Элен Франкенталер, Кеннет Ноланд стал использовать акриловые краски, которые позволяли создавать тонкое и насыщенное покрытие, исключающее появление случайных пятен и потеков на поверхности холста.

Отказавшись от объемного пространства, исключив любые эмоциональные влияния на произведение и даже саму индивидуальность автора, Ноланд разработал уникальный собственный стиль живописи, который сводится к простым геометрическим формам. Концентрические круги, цветные полосы и шевроны – фигуры, которые чаше всего можно увидеть в работах художника. Картины Кеннета Ноланда не имеют содержания, повествования, глубины или философии замысла. Они представляют собой лишь цветовые сочетания, способные влиять на сознание человека сами по себе, без каких-либо дополнительных стимуляций и смыслового наполнения.

Влиятельный американский критик и теоретик искусства Клемент Гринберг включил Кеннета Ноланда в перечень самых влиятельных абстрактных художников, объединив их общим названием «Постживописная абстракция». Творчество американского художника оказало большое влияние на развитие нескольких направлений в искусстве, в том числе  хард-эдж, минимализм и Вашингтонская школа цвета.

Ключевые идеи:  

— Искусство американского художника основано на цветовых теориях и разработках предшественников. Прежде всего, это орфизм Роберта и Сони Делоне, а также теория «взаимодействия цветов» Джозефа Альберса. Огромное значение для становления индивидуальной манеры Ноланда имело знакомство с американской художницей Элен Франкенталер, которая пользовалась жидкими, но непрозрачными  красками и сопоставляла смелые и яркие оттенки в своих работах.

— В своем творчестве Кеннет Ноланд вплотную приблизился к полной абстракции. Он стремился полностью исключить человеческий фактор из своих произведений. Работая валиком, художник добивался равномерного распределения цвета, исключая спонтанные пятна и потеки краски. Эти картины были предназначены для изучения эмоциональной реакции человека на различные цветовые комбинации, не отвлекая его ненужным содержанием или повествованием.  Художник также стремился избежать стандартного сопоставления объекта, изображенного на картине, и фона. Его работы не имеют глубины, а единственный фактор, который присутствует в картине – цвет и его различные сочетания.

— Художник писал картины акриловым пигментом, который наилучшим образом подходил для его идей – имел яркую цветовую палитру и легко впитывался в негрунтованный холст. Первые абстрактные работы художника имели форму цветовых пятен, которые позже трансформировались в концентрические круги, напоминающие мишени для стрельбы. Но эти изображения не имели ничего общего с мишенями, просто Кеннет Ноланд считал, что нанесенные в таком порядке цвета наиболее полно соприкасаются  между собой и влияют друг на друга.

— В поздний период художник перешел к абстракциям в виде сталкивающихся под острым углом полос (шевронов) или просто широких и длинных  полос разного цвета, расположенных на крупных холстах.

 

Кеннет Ноланд

Они повлияли

течение

Неопластицизм

Супрематизм

Абстрактный экспрессионизм

Живопись цветового поля

Пост-живописная абстракция

друзья

Барнетт Ньюман

Клемент Гринберг

Морис Луис

Хелен Франкенталер

Дэвид Смит

художники

Пауль Клее

Пит Мондриан

Джозеф Альберс

Осип Цадкин

Он повлиял

течение

Пост-живописная абстракция

друзья

Барнетт Ньюман

художники

Фрэнк Стелла

Эльсуорт Келли

Дональд Джадд

Жюль Олицки

описание

Произведение имеет нестандартную форму в виде семиугольника. Поверхность полотна пересекают несколько сужающихся полос, которые имеют общую точку схода далеко за пределами картины.

1976

описание

Произведение относится к серии крупномасштабных работ Кеннета Ноланда, объединенных под условным названием «полосы». Оно имеет необычную вытянутую в длину форму, что позволяет зрителю не просто смотреть на картину, а полностью погрузится в нее, ощутив на себе непосредственное влияние цвета.

1970

описание

Как и в ранних произведениях художник использовал цвет как основу своих произведений, усиливая эффект за счет большого размера полотна.

1967

описание

В некоторых произведениях из серии «шевроны» Кеннет Ноланд смещал центр композиции в одну сторону, как это он сделал в композиции «Bend Sinister». Этот прием делает произведение более динамичным, что дополняется яркими контрастными цветами.

1964

описание

Четко очерченные V-образные фигуры, так называемые «шевроны», Кеннет Ноланд начал создавать в 1960-х годах.

1964

описание

Произведение относится к серии картин, условно именуемой «мишени», хотя автор не ставил целью изобразить какой либо предмет, а лишь представлял в форме кругов различные цветовые сочетания.

1962

описание

В произведении Кеннет Ноланд изобразил три концентрических круга в теплой цветовой гамме: красный, желтый и темно-розовый.

1961

описание

Четыре круга на квадратном холсте являются мощным выражением чистой абстракции. Их неравномерное пульсирование, вызванное яркими контрастными цветами и немного неровными очертаниями кругов, вызывает физические ощущения присутствия мощной первобытной энергии.

1958

описание

Произведение стало важным поворотным моментом в творчестве художника. Оно является первым абстрактным полотном, в котором нельзя рассмотреть реальные фигуры, а главное значение придается тщательно сбалансированным цветовым сочетаниям.

1958

описание

Ранняя работа Кеннета Ноланда свидетельствует о его увлечении абстрактным экспрессионизмом. Приглушенная цветовая палитра, спонтанные мазки и потеки краски говорят о том, что художник создавал изображение, основываясь на собственных эмоциях и интуитивных действиях.

1953