Хорватский наивный художник, принадлежащий ко второму поколению художников-примитивистов Хлебинской школы. Иван Веченай был одним из последователей Ивана Генералича, который развил и приумножил художественную традицию Хлебине. Кроме живописи, художник интересовался устным народным творчеством, и пробовал себя в роли писателя. Он собирал старинные пословицы, загадки и легенды, а также издал сборник народных песен и составил словарь Голе, который уместил более 12 000 старинных слов. Из всех художников Хлебинской школы Веченай был ближе всего к творчеству народа, а его картины, наполненные фантазией и искренней верой, вошли во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Огромное значение для сохранения народной культуры имеет этнографический музей, который И. Веченай организовал в своей усадьбе.
Ключевые идеи творчества:
— Иван Веченай по праву считается лучшим колористом среди знаменитых наивных художников Хорватии. Его работы, выполненные в узнаваемой хлебинской технике маслом на стекле, передают тонкие цветовые нюансы вечернего неба, разнообразие летней зелени и цветов, переливы оперения птиц.
— Художник часто использует необычные сочетания цветов и оттенков. На его картинах можно увидеть огненные облака, лиловую траву, зеленых коров и сизых петухов, что делает полотна оригинальными и запоминающимися.
— Основными темами художника, как и у его соратников из Хлебине, были размеренная деревенская жизнь, работа в поле, обряды и традиции, берущие свои корни в глубокой древности. Много внимания Веченай уделяет природе, с которой он всегда находился в неразрывной связи. Особенно любил он рисовать петуха, великолепного и опасного, олицетворяющего могучую силу стихии.
— Среди творческого наследия художника встречаются также портреты. Веченай рисует своих односельчан, родственников и собственные изображения, полные добродушного юмора и раскрывающие психологические особенности человека.
— Среди всех наивных художников Хлебинской школы, творчество Ивана Веченая отличается наибольшей содержательностью и глубиной. Его произведения, часто наполненные тайными символами, создают ощущение загадочности и мистицизма.
— Многие картины художника посвящены религиозным сюжетам, что было не характерно для хорватских примитивистов. Наиболее знаменитой является картина «Четыре всадника Апокалипсиса», (1978 г.), которая вошла в издание «Библия искусства двадцатого века».