Илья Машков - SKETCHLINE

назад

1881 - 1944

Илья Машков

описание

Русский и советский живописец, мастер натюрморта, пейзажист и портретист, один из членов-учредителей выставки и художественного объединения «Бубновый валет», член Общества московских художников.

Илья родился в семье «государственных крестьян», занимавшихся мелкой торговлей. Был самым старшим из девятерых детей и вынужден был начать работать уже в 11 лет.

Работал в стилях постимпрессионизма (фовизм), неопримитивизма, в поздний период – постмодернизма («социалистического реализма»).

Входил в движение «Мир искусства» (с 1916), в творческую группу «Московские живописцы» (с 1925), а в 1924-1928 гг. стал активным членом Ассоциации художников Революционной России. Известность И.И. Машкова распространялась за пределы европейского континента, так как с 1924 г. произведения экспонировались в Америке, Венеции, Лондоне. Вене, Париже. Удостоился в 1928 г. звания Заслуженного деятеля искусств России, в конце 1930-х награждался золотой медалью на Международной выставке в Париже, получил бронзовую медаль «За выдающийся вклад в мировое искусство» в Нью- Йорке.

Ключевые идеи:

— Являясь одним из организаторов скандальной выставки «Бубновый валет», Илья Иванович Машков главную задачу своей экспозиции обозначил так: «хотелось, чтобы живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом». И среди прочего представил публике «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» — картину, которую называл программной. Демонстративная телесность и воспевание торжества плоти как веяния новейшего искусства в этом полотне отображены во всей полноте. Кроме того, двойной портрет атлетически сложенных и почти обнаженных красавцев-художников с гирями и музыкальными инструментами – настоящий вызов и академическому «замшело-выглаженному» подходу к объекту изображения, и популярному на то время символизму, стремящемуся в философские небеса.

— К особенностям творчества Машкова исследователи относят не только страстную яркость чистых цветов, необузданную даже для «диких», но и особую плотность густого мазка. Машкова недаром величали «королем натюрмортов», особенно в период освоения «жанра вывески», когда композиция максимально примитивизирована.

— Натюрморты запоминаются экспрессивностью и тем, что можно назвать «съедобностью», если на них изображены плоды, хлеба или другая снедь. Такого эффекта И. Машков легко добивался, так как от природы был кинестетиком, то есть любил все пробовать на ощупь, работать руками. Художественный талант в купе с такой особенностью позволил появиться пронзительной чувственности, а фовистская идея отображения в полотнах именно плотского начала целиком ему подходила. И это относится не только к «вкусным» натюрмортам, но и к разноцветным купальщицам, чьи тела источают тепло, и к пейзажам, воздух которых, кажется, можно вдохнуть.

— В дальнейшем натюрморты мастера теряют свою сверх-плоскостность, становясь более объемными. Наблюдается также смягчение гиперболизированного противопоставления фактур плодов и окружающих их предметов.

— С изображением женских ню у Машкова особая история. Он писал их почти всю жизнь, и обычно фигуры изящности лишены, но зато объемны. Художник подчеркивает телесность, которая поражает цветовыми решениями. Две купальщицы, к примеру, изображены в контрастных зеленоватом (стоящая) и ярком вишнево-фиолетовом (сидящая спиной к зрителю) цветах. Нередко художник, писавший своё «я так вижу» с натуры, действительно раскрашивал натурщиц.

— Следует добавить, что поздние работы, ранее называемые соцреализмом, в последнее время всё чаще трактуются как стиль «постмодернизм».

Илья Машков

Они повлияли

течение

Фовизм

друзья

Петр Кончаловский

Михаил Ларионов

художники

Анри Матисс

Морис де Вламинк

Леонид Пастернак

Валентин Серов

Константин Серов

Аполлинарий Васнецов

Абрам Архипов

Николай Касаткин

Сергей Милорадович

Он повлиял

течение

Модерн

художники

Адольф Мильман

Александр Куприн

Казимир Малевич

Василий Ермилов

Роберт Фальк

Алексей Грищенко

Вячеслав Федоров

Александр Осьмеркин

Генрих Блюменфельд

Михаил Радионов

Александр Королев

Иван Клюн

Вера Мухина

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1939

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Сочинский художественный музей, Россия.

1934 - 1936

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея.

1924

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 76 x 96 см. Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1922

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 125 x 106 см. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1913 - 1914

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 208 x 270 см. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1908