Герхард Рихтер родился в семье школьного учителя. С детства увлекался изобразительным искусством, чему способствовала его мать. Отец и дед Герхарда были приверженцами нацистского режима и участвовали во Второй мировой войне на стороне Гитлера.
1932
Немецкий художник, один из самых известных и дорогих современных живописцев. Герхард Рихтер ярко проявил себя в нескольких направлениях изобразительного искусства. Его фотореалистичные портреты с размытыми контурами находятся в экспозициях самых известных музеев мира, а абстрактные полотна продаются на аукционах за огромные деньги.
Начав свою карьеру в Восточной Германии, художник работал в реалистичном стиле, но познакомившись с произведениями современных художников, таких как Джексон Поллок и Энди Уорхол, резко изменил свою живопись в сторону авангардного искусства. За несколько месяцев до падения Берлинской стены он сбежал в Западный Берлин, где начал активные творческие поиски собственного места в искусстве. Основываясь на фотографиях и продуктах массовой культуры, Рихтер создал свой яркий стиль, который включает в себя как реалистичное, так и полностью абстрактное выражение.
Помимо живописи Герхард Рихтер известен как автор нескольких крупных дизайнерских проектов. В 2007 году он создал знаменитый «Пиксельный витраж» в Кельнском соборе, который получил самые противоречивые отзывы. Вместо традиционных библейских сцен художник создал впечатляющую мозаику из разноцветного стекла, которая состоит из 11 тысяч 250 цветных квадратиков восьмидесяти оттенков. Интересно, что художник выполнил работу в качестве подарка собору, не взяв ни копейки за свой кропотливый труд.
Ключевые идеи:
— Герхард Рихтер – разноплановый и противоречивый художник, искусство которого вобрало в себя несколько различных направлений живописи 20-го века. В его творческом наследии можно найти минималистические работы, выполненные в монохромной серой палитре, абстрактные произведения, натуралистичные портреты, похожие на фотографии, коллажи поп-арта и концептуальные композиции. Работая в разных направлениях, и совмещая иногда несколько стилей в одной работе, Рихтер смог проявить исключительную фантазию, привнеся что-то новое в каждое из них.
— Искусство фотографии занимает ведущее место в творчестве художника. В начале своей карьеры он использовал снимки для создания коллажей в стиле поп-арт, а в 1980-х годах стал создавать на их основе потрясающе реалистичные и вместе с тем загадочные портреты. Особенность этих изображений в том, что их контуры слегка размыты, а цвета плавно перетекают друг в друга, что и создает своеобразный мистический ореол, характерный для работ художника.
— «У содержания нет формы, — говорил художник — Оно само форма». Это выражение очень емко отображает суть творчества Герхарда Рихтера, как и всего абстрактного искусства. Его абстрактные работы представляют собой полотна с хаотично расположенными цветовыми пятнами. Художник постоянно экспериментировал с цветом в своих произведениях, совмещая самые различные оттенки, которые на первый взгляд кажутся абсолютно несочетаемыми. Для написания композиции он использовал густые краски и шпателя, которыми спонтанно проводил по картине, создавая причудливые цветовые переходы.
— В своих произведениях Герхард Рихтер использовал элементы случайности. Как непредсказуемые события влияют на судьбу человека, так они могут найти отражение и в произведениях искусства, считал художник, поэтому случайные разводы, пятна и оттиски составляют такую же важную часть его работы, как и заранее спланированные элементы композиции.
1932
1948
1951
1957
1959
1961
1963
1964
1972
1985
2020
2007
Герхард Рихтер родился в семье школьного учителя. С детства увлекался изобразительным искусством, чему способствовала его мать. Отец и дед Герхарда были приверженцами нацистского режима и участвовали во Второй мировой войне на стороне Гитлера.
Бросил школу и начал учиться на театрального художника. Последствия войны для Рихтера были травмирующими: оба его дяди были убиты в бою, отец потерял работу, и семья находилась в стесненном материальном положении.
Поступил Дрезденскую Академию искусств. Обучение в заведении основывалось на политической пропаганде и студенты писал росписи и политические плакаты по заказу государственных предприятий. В это время восточногерманский коммунистический режим навязал стиль соцреализма всем практикующим художникам.
Женился на Марианне Юфингер, студентке дизайнерского факультета. Рихтер был назначен преподавателем вечерних курсов при Академии, которую он закончил, и учреждение предоставляло ему бесплатное жилье.
Во время визита в Западную Германию, Рихтер открыл для себя работы современных художников Джексона Поллока и Лючио Фонтана. Спонтанные брызги цвета Поллока оказали глубокое влияние на Рихтера, заставив его задуматься о собственной художественной идеологии.
Незадолго до официального завершения правительством Берлинской стены, Рихтер переехал в Дюссельдорф и поступил в местную Академию художеств. В это время художник много экспериментировал с различными стилями живописи, но большинство своих работ этого периода он уничтожил.
Принял участие в групповой выставке авангардных художников в Дюссельдорфе. Вместе с Зигмаром Польке и несколькими другими художниками они организовали экспозицию в пустом магазине в старом центре Дюссельдорфа. Свой стиль молодые художники назвали «капиталистическим реализмом».
Принял участие в совместной выставке с Питером Класеном, благодаря чему привлек к себе внимание арт-дилеров. В этом же году состоялась первая персональная выставка Герхарда Рихтера, которая была организована известным галеристом Альфредом Шмела.
Представлял Германию на Венецианской Биеннале. Впервые за все время существования конкурса целый павильон был отдан одному художнику. В этом же году Рихтер принял участие в выставке Документа, которая проходит в Касселе.
Стал лауреатом престижной премии Оскара Кокошки. С этого момента работы художника стремительно возрастают в цене, Герхард Рихтер становиться популярным и известным далеко за пределами своей родины.
Прошла крупная ретроспектива Рихтера «Творчество за сорок лет» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На выставке было представлено 188 экспонатов, что было самым большим количеством работ, представленных современным художником в стенах этого музея.
Создал витраж в здании Кельнского собора. Панно из цветного стекла выполнено в виде пиксельных точек, что существенно меняет внутреннее пространства церкви. Несмотря на то, что работа вызвала неоднозначные реакции, она стала одной из достопримечательностей города.
течение
Абстрактный экспрессионизм
Поп-арт
Новая европейская живопись
друзья
Блинки Палермо
художники
Френсис Бэкон
Марк Ротко
Энди Уорхол
Джексон Поллок
Роберт Раушенберг
Макс Бэкман
Лучо Фонтана
Каспар Давид Фридрих
Карл Отто Гёц
течение
Поп-арт
друзья
Георг Базелиц
Зигмар Польке
Йозеф Бойс
художники
Кристофер Вул
Эльсуорт Келли
Вольфганг Тильманс