Немецкий художник-неоэкспрессионист и авангардный скульптор, один из основателей группы «Новые дикие». Настоящая фамилия художника – Керн, а псевдоним он взял от названия своего родного городка Дойчбазелиц, расположенного недалеко от Дрездена.
Визитная карточка художника, которая делает его картины мгновенно узнаваемыми – это человеческие фигуры, расположенные на полотне вверх ногами. Изображать людей таким образом Георг Базелиц начал примерно в 1969 году.
Бескомпромиссность и бунтарский дух будущего известного художника привели к тому, что Георг Базелиц был исключен из художественного училища, а его работы «Какая ночь сорвалась» и «Голый человек» были запрещены как непристойные, и изъяты полицией во время его первой выставки.
Вынужденный работать в официальном стиле соцреализма во время проживания в Восточном Берлине, художник перешел к абстрактному искусству после переезда в Западную часть города. Постепенно Базелиц отклонил оба направления и стал возрождать немецкий экспрессионизм, который процветал до войны, но был неугоден нацистскому правительству. Человеческая фигура заняла центральное место в творчестве Базелица, а картины приобрели скандальное и вызывающее звучание.
Георг Базелиц сыграл ключевую роль в становлении немецкого искусства после Второй мировой войны, выражая национальную идентичность с помощью символичных и экспрессивных образов.
Произведения художника часто подвергались критике из-за их отталкивающего и неэстетичного содержания, но вместе с тем, они вдохновили очень многих европейских и американских художников, способствуя возрождению фигуративного искусства.
Сегодня Георг Базелиц – всемирно признанный художник, работы которого являются одними из самых дорогих произведений современных живописцев и ваятелей. Он продолжает неутомимо работать, создавая своеобразные «ремейки» своих композиций прошлых лет.
Ключевые идеи:
— Георг Базелиц не пытался сделать свои картины приятными и красивыми. Для того, чтоб обновить взгляд на живопись среди современников, он использовал «эстетический шок», изображая в своих произведениях отталкивающие и вызывающие образы. Дисгармонию композиции, экспрессию, резкие цвета и линии критики назвали «плохой живописью», а Базелица «самым хорошим художником плохой живописи».
— Строгим линиям и холодной отстраненности абстракции, Базелиц противопоставлял эмоционально выразительные образы, яростные мазки краски, нарочитую небрежность, грубость, незаконченность работ. Работая над полотнами, Базелиц расстилал их на полу, как это делал Джексон Поллок, и создавал изображение быстрыми и энергичными мазками широкой кисти.
— Стиль художника имеет много общего с уличной городской живописью, искусством граффити, которое предполагает спонтанность и предельную экспрессию. Одновременно с этим в живописи Базелица присутствуют национальные немецкие образы и мотивы, которые берут истоки из более ранней народной традиции. В картинах часто появляются лесорубы, птицы, зимний лес.
— Оригинальная особенность картин художника – перевернутые вверх ногами изображения, которые заставляют зрителя по-новому взглянуть на объект и метод создания произведения искусства. Многие современники художника считали этот способ всего лишь трюком, что привлечь внимание публики, но на самом деле Базелиц хотел таким образом показать второстепенность изображаемого объекта и важность эмоционального наполнения полотна.
— Первую деревянную скульптуру Георг Базелиц сделал втайне от всех в конце 1970-х годов. Вдохновение для своих композиций он черпал в народном африканском творчестве, и создавал мощные и выразительные образы, созвучные с героями его живописных полотен. Самая известная скульптура Базелица — «Женщины Дрездена», которая символизирует страх и отчаяние людей во время Второй мировой войны.