Фриц ван ден Берге был сыном широко образованного университетского библиотекаря-полиглота, получил разностороннюю домашнюю подготовку.
1883 - 1939
Бельгийский живописец и рисовальщик, литограф и иллюстратор.
Фриц ван ден Берге был одним из самых интересных бельгийских художников-экспрессионистов первой половины двадцатого века и видным сюрреалистом. Начав свою карьеру под влиянием художников-символистов и лумистов, сгруппировавшихся в Laethem-Saint-Martin, он написал манифест вместе со своим другом художником Густавом Де Сметом, выступив против импрессионизма. Как член второй волны школы Laethem-Saint-Martin, Берге проповедовал новейшие тенденции в изобразительном искусстве своей страны.
Время Первой мировой войны — период экзистенциальных сомнений, когда художник жил в Нидерландах, ознаменовался увлечением кубистической живописью французского художника Анри Ле Фоконье, а также интересом к футуристскому движению и немецкому экспрессионизму.
В конце 1920-х годов, побывав на выставке, где экспонировалось, в частности, искусство М. Эрнста и Ж. Миро, художник отошел от других направлений и посвящал работы попыткам преодолеть барьеры между реальными и иррациональным явлениями, между жизнью и смертью. Свою новую сюрреалистическую концепцию Берге раскрывал, в частности, в оригинальной для стиля тематике – цветочных натюрмортах.
Хотя живописные произведения Берге нередко напоминают работы М. Эрнста и Дж. Энсора, его творчество – это несомненно оригинальный фламандский вариант сюрреализма, с присущим ему большой живописностью и экспрессией. Работы Берге (а список произведений, составленный в 1966 году, состоит из 430 пунктов) представлены в большинстве бельгийских музеев и в галереях Европы.
Ключевые идеи:
— Фриц Берге, чье воспитание было академическим и разносторонним, начал свою карьеру в живописи с компромисса между символизмом и импрессионизмом – работая на пленэре в деревушке Синт-Мартенс-Латем близ Гента, он выбирал для картин светлые тона, закладывал в сюжеты двойные смыслы.
— Под влиянием старшего друга художника Густава де Смета Берге начинает рисовать работы в стиле экспрессионизма – в основном мрачно-пессимистические полотна характеризующиеся упрощенным и довольно тяжелым стилем. Далее, активно участвуя в движении фламандского экспрессионизма, создает необычайно пластичные, мягкие и теплые по колориту работы.
— Спасаясь от войны в Голландии, художник обращается к
кубизму и футуризму, и его произведения (а это много ксилографий и линогравюр) становятся более легкими по фактуре, причем больше внимания уделяется проблеме построения пространства – это задача преобладает над выразительностью.
— Легкий юмор и свежесть деревенской атмосферы в поздний период творческой карьеры постепенно уступают место беспокойству, почти сюрреалистическому эротизму и галлюцинациям.
— В городских сюжетах появляется даже не сатирический, а саркастический дух. В картинах зачастую — хаос и психологическая сложность человечества, его эволюция, подъем и падение. Свои мысли художник часто выражает, создавая цветочные натюрморты, где грубые формы растений (грибы, полипы, гримасничающие цветы и человеческие фигуры) находятся в разных стадиях трансформации, иногда очень близки к стадии дегенерации или разложения. Смысл произведений чаще касается мира подсознания, чем реальности. Город, обычно присутствующий на заднем плане, пуст и рискует быть захваченным этим безудержным ростом странной растительности.
1883
1897
1904
1906
1914
1921
1925
1926
1928
1930
1939
Фриц ван ден Берге был сыном широко образованного университетского библиотекаря-полиглота, получил разностороннюю домашнюю подготовку.
Учился в Академии изящных искусств в Генте под руководством Дж. Дельвина, где среди его одноклассников были A. Servaes и De Smet. С последним вплоть до 1926 года пересекался жизненный и творческий путь Фрица.
Жил и работал с перерывами до 1914 года во фламандском городке Синт-Мартенс-Латем близ Гента, где обосновалась знаменитая художественная школа-колония живописцев.
В Генте познакомился с творчеством импрессиониста Э. Клауса, которое оказало сильное влияние на ранние работы художника. Подружился с К. Пермеке, который был его единомышленником и соратником на протяжении долгих лет.
Был назначен профессором живописи в академии Гента. Вскоре отказался от этой должности, чтобы отправиться в Соединенные Штаты, где провел несколько месяцев (поездка сильно разочаровала художника). Художник спасался от войны в Амстердаме, живя у Густава де Смета. Под влиянием товарища Берге увлекся немецкими экспрессионистами.
Вернулся в Бельгию. Вначале жил с де Сметом и Пермеке в Остенде. Основной темой его творчества в этот период стало обнажённое женское тело, а настроение его картин было чрезвычайно оптимистичное.
Переехал в Гент, где вскоре попал под художественное влияние сюрреализма. Тесные контакты с арт-дилерами Ван Хекке и Де Риддером и журналом «Sélection» предоставляли художнику комфортное существование, свободное от материальных забот. Участие в выставках в Бельгии и за рубежом сделало художника известным.
Произошла смена в манере и тематике работ мастера – он отступил от реализма и экспрессионизма под влиянием увиденных сюрреалистических работ Магритта, Арпа, Эрнста. Берге привлекала не только возможность особого самовыражения, но и свободная техника живописи и рисунка.
25 работ художника были выставлены в Galerie в L’Epoque (Брюссель) и стали демонстрацией новой ориентации художника, направленной на визуализацию фантастических и причудливых ассоциаций и образов.
Закрытие в связи с кризисом галерей в Брюсселе имело для Берге как живописца негативные последствия. Однако он, вынужденно ставший иллюстратором в социалистической ежедневной «Вершине», создал большое количество рисунков-карикатур, комиксов, которые составили значительную часть его наследия.
Фриц ван ден Берге умер 23 сентября 1939 года в Генте, Бельгия.
течение
Импрессионизм
Экспрессионизм
Сюрреализм
Кубизм
друзья
Марк Шагал
художники
Эмиль Клаус
Анри Ле Фоконье
Макс Эрнст
Джеймс Энсор
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Гюстав де Смет
Констант Пермеке
художники
Люк-Петер Кромбе
Морис Схелком
Крис Потсом
Леа Ван Дер Стратен
Джо Ван Россе