Франтишек Купка – чешский художник и писатель, большую часть жизни живший и работавший во Франции. Справедливо считается в истории изобразительного искусства одним из пионеров абстрактной живописи и одним из первых совершенно нерепрезентативных художников. В 1912 году он принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» и в Салоне независимых (Salon des Indépendants), выставив среди прочих работы, которые считаются первыми абстрактными произведениями.
Творческий стиль художника эволюционировал от реализма и символизма к абстрактному искусству. Он тесно сотрудничал с кубистами и сыграл важную роль в развитии орфизма.
Искусствовед Гийом Аполлинер в своей статье о такой разновидности кубизма, как орфизм, ссылался, в частности, и на работы Ф. Купки в качестве примеров нового стиля.
Зрелые работы Франтишека Купки стоят в одном ряду с творениями таких художников, как П. Мондриан и В. Кандинский и легли в основу развития современного искусства в 20 столетии. В 1931 году он стал одним из основателей международной организации художников-новаторов Abstraction-Création.
Решение дирекции нью-йоркского Музея современного искусства включить произведения Франтишека Купки в постоянно действующую экспозицию абстракции и кубизма, называемую «историческим обзором важного движения в современном искусстве», было безусловным признанием значения чешского художника в истории модернизма.
Ключевые идеи:
— Многие из ранних произведений Франтишека Купки были фигуративными или содержали вполне реалистичные элементы. Активно занимаясь самообразованием, Купка много читал и находился под влиянием идей, связанных со спиритизмом, буддизмом и теософией.
— Купка включал религиозную символику в сюжеты ранних работ, позже также использовал философию, связанную с несколькими религиями. Это способствовало созданию собственной системы образов и художественных решений, сфокусированной на раскрытии невидимых смыслов, скрытых под их «внешностью». Именно эти концепции формировали его движение к абстракции.
— Художник стремился донести свои идеи и художественные убеждения, не используя узнаваемые образы, а передавая их с помощью линии и формы. Он также рассматривал сущность цвета и интересовался тем, как цвета взаимодействуют друг с другом. Он полагал, что правильно подобранный цвет способен позволить людям войти в трансцендентное состояние.
— Франтишек Купка исследовал концепции широкой вселенной в искусстве, использовал как научные сведения, так и духовные убеждения для изучения эмоционального и психологического воздействия картины на зрителя.
— Выработав свой узнаваемый чисто абстрактный стиль, мастер не хотел быть связанным с каким-либо конкретным движением. При этом Купка тесно сотрудничал с кубистами и сыграл важную роль в развитии орфизма. Вдохновлялся художник творчеством широкого круга других творцов, в том числе тех, кто был связан с пуантилизмом, футуризмом и фовизмом.
— Для Купки были важны отношения между музыкой и живописью: назвав ряд своих произведений «фугами», он проводил прямые параллели между процессами создания музыки и картины. Он также использовал музыку, чтобы непосредственно вдохновляться на работу и визуализировать ритмы и тоны, которые слышал.
— Купка был пионером абстрактного искусства и одним из первых совершенно нерепрезентативных живописцев. Наряду с работами таких художников, как Мондриан и Кандинский, его зрелые работы легли в основу развития современного искусства в 20 веке.