Известный хорватский художник, выходец из народа. Вместе с Иваном Генераличем и Мирко Вириусом он был учеником Крсто Хегедушича, основавшего школу наивного искусств в Хлебине, и одним из первых хорватских примитивистов. Франьо Мраз участвовал в экспозициях группы «Земля», а также во многих выставках примитивного искусства по всей Европе. В годы Второй мировой войны художник вел активную партизанскую деятельность и был советником в крупнейших антифашистских организациях. Получив профессиональное художественное образование, Мраз со временем возвращается к наивному стилю, открытость и непосредственность которого была ему наиболее близка.
Ключевые идеи:
— Несмотря на то, что искусство Франьо Мраза отчасти находится в тени другого выходца из Хлебине — Ивана Генералича, оно отличается большой художественной ценностью и яркой индивидуальностью. Наставник художника Крсто Хегедушич следил за тем, чтоб его ученики не опирались на художественный опыт прошлого, а воспроизводили свое собственное видение и мироощущение. Последовав советам своего учителя, Франьо Мраз изображал реальную жизнь в сельской местности с ее радостями и невзгодами своим собственным узнаваемо-оригинальным способом.
— Начав работать в акварельной технике, под влиянием Хегедушича художник перешел к работе с масляными красками, а затем работал темперой на стекле. Эта техника была характерна для всех представителей первого поколения Хлебинской художественной школы.
— Особенность творческой манеры Мраза – мягкие тональные решения и менее насыщенные цвета, чем у его соратников. Большинство работ выполнены в гармоничной цветовой гамме, без сплошных линий и четко выраженных контуров. Художник работает локальными цветовыми пятнами, что придает картинам декоративность и красочность.
— Основной темой наивной живописи художника были традиционные деревенские мотивы: засев полей и уборка урожая, народные гуляния и праздники. Следовательно, главными персонажами становились косари, рабочие, пастухи, приглядывающие за скотом в полях и лесах. Действие преимущественно происходит на фоне живописных сельских пейзажей.
— После выставки группы «Земля» 1931 года в Загребе, куда молодой Мраз был приглашен в качестве гостя, в его произведениях появляется социальная тематика. Особенно часто она присутствует в картинах послевоенного периода, изображающих печальные отголоски прошедшего конфликта. Произведения художника в этот период становятся более реалистичными и эмоционально насыщенными.
— К 1950-м годам Франьо Мраз постепенно возвращается к идеологии Хлебинской художественной школы. Художник вновь сосредотачивается на изображениях повседневного сельского труда на фоне мирного пейзажа, которые тем не менее частично сохраняют реалистичность и тревожное настроение, словно мир утратил былую беззаботность.