Родился в Берлине в еврейской семье. Отец будущего художника был адвокатом, а мать до замужества изучала искусство – ее талант и унаследовал Франк.
29 апреля 1931 года, Берлин, Веймарская республика (Германия)
Франк Ауэрбах — британский художник и гравер еврейского происхождения, уроженец Германии, яркий представитель «лондонской школы авангардистов», совмещающий в своих произведениях экспрессионистскую абстракцию и фигуративную живопись. Наряду с Люсьеном Фрейдом и Френсисом Беконом, является ключевой фигурой модернистского искусства Великобритании.
Творчество Франка Ауэрбаха часто классифицируется как нео-экспрессионизм. Он известен своими портретами и городскими пейзажами, в которых использовался очень толстый слой краски, достигающий порой нескольких сантиметров. Его картины, написанные в экспрессивной полуабстрактной манере, обращены к подсознанию человека. Они пронизаны ощущением нестабильности и опустошения, которое было свойственно европейской послевоенной живописи.
Очень долго своеобразные картины британского живописца не находили ни поклонников, ни признания арт-критики. Франку Ауэрбаху приходилось зарабатывать преподаванием и производством подрамников. Впервые о мастере заговорили в 1973 году после успешной выставки в Милане: творчество британского авангардиста Франка Ауэрбаха было по достоинству оценено критиками и публикой.
Международное признание пришло к художнику после успеха на Венецианской биеннале, где живописец получил главный приз «Золотой лев», разделив первенство с немецким художником Сигмаром Полке.
Сегодня Франк Ауэрбах – один из самых популярных и дорогих художников современности, его картины продаются на аукционах за миллионы долларов, а произведения художника являются гордостью экспозиций в лучших мировых музеях.
Ключевые идеи:
— Визитная карточка Франка Ауэрбаха – густые пастозные мазки, которыми он писал свои картины. В некоторых произведениях толщина красочного слоя достигает нескольких сантиметров, что делает живопись больше похожей на рельеф или даже горельеф. Эта особенность долгое время не воспринималась критиками как достоинство, сейчас же она считается такой же находкой, как «льющаяся живопись» Джеймса Поллока или цветные точки Жоржа Сера. Иногда художник соскабливает верхний слой краски, или формирует изображение с помощью царапин.
— Как и многие художники, расцвет карьеры которых пришелся на послевоенное время, Франк Ауэрбах выражает в своих произведениях опустошенность и психологическую усталость. Картины живописца, несущие сильную эмоциональную нагрузку, вызывают смешанные и тревожные чувства. Неясные, искаженные формы вместе с рельефным толстым слоем краски создают ощущение нестабильности, изменчивости окружающего мира, который то ясно проявляется, то вновь исчезает в глубине подсознания.
— Большинство работ художника – это портреты. Почти абстрактные изображения человеческих лиц несут в себе сильный энергетический заряд и глубокий психологизм. Франк Ауэрбах писал преимущественно женские портреты, моделями для которых служили его знакомые.
— Некоторых женщин он многократно изображал на протяжении нескольких десятилетий – к примеру, натурщица Джулиет Ярдли Миллз, картины с изображением которой автор подписывал ее инициалами «J. Y. M.». В течение 37-ми лет еженедельно художнику позировала Кэтрин Ламперт (Catherine Lampert), которая стала куратором выставки в галерее Tate Britain в 2016 году.
— Пейзажная живопись художника во многом отличается от его портретов. В отличие от изображений людей, которые художник пишет без каких-либо набросков, пейзажи требуют от автора более тщательной подготовки. Известно, что для одного из пейзажей Лондонского пригорода Камдэна Франк Ауэрбах выполнил более 200 эскизов, в том числе с натуры.
— В творческом наследии этого автора есть также несколько произведений, основанных на мотивах и сюжетах мастеров эпохи Возрождения. Переосмысленные и выполненные в особой абстрактной манере, свойственной английскому художнику второй половины 20 столетия, эти работы перекликаются с картинами Тициана, Рубенса и Рембрандта.
1931
1939
1947
1948
1954
1956
1973
1981
1986
1994
2001
2015
Родился в Берлине в еврейской семье. Отец будущего художника был адвокатом, а мать до замужества изучала искусство – ее талант и унаследовал Франк.
Так как с приходом к власти нацистского режима семье стала угрожать опасность, родители отправили Франка в Англию по программе для детей-евреев. Ауэрбах жил и учился в школе-интернате в графстве Кент, где интересовался изобразительным искусством и театром. Своих родителей он больше никогда не видел. По некоторым данным, они погибли в концлагере.
После окончания школы с отличием, Ауэрбах отправился в Лондон, где поступил в Политехнический университет. Одновременно с этим Франк занимался живописью в художественной школе Сент-Мартин. Там его преподавателем был художник-авангардист Дэвид Бомберг, оказавший на него большое влияние.
Начал работать в театре, где получал небольшие роли. Познакомился с актрисой Эстеллой Уэст, которая убедила молодого человека заниматься живописью. Эстелла стала одной из любимых моделей художника, портреты которой он рисовал на протяжении долгого времени, подписывая их ее инициалами «E. O. W.».
Вместе со своим другом Леоном Коссофом снял студию в Лондоне и полностью посвятил себя живописи. Так как работы художника были неизвестны широкой публике, он практически не получал заказов и зарабатывал на жизнь преподаванием и производством подрамников. В это время он познакомился с художниками Лондонской группы, и стал дружен с Люсьеном Фрейдом и другими участниками этой группы.
В галерее изящных искусств в Лондоне прошла первая выставка художника, которая оказалась неудачной. Оригинальный стиль Ауэрбаха, особенно его грубые патозные мазки вызвали жесткую критику.
Впервые представил свои произведения вне Англии. Выставка художника, которая прошла в Милане, имела успех и положительные рецензии арт-критиков.
Стал одним из участников выставки «Восемь фигуративных художников», проведенных в Йельском Центре британского искусства в Нью-Хейвене, США. Кроме Ауэрбаха и его друга Леона Коссофа, в выставке принимали участие такие знаменитые мастера, как Фрэнсис Бэкон, Уильям Колдстрим, Люсьен Фрейд, и другие.
Представлял Великобританию на Венецианской биеннале и получил главный приз «Золотой лев» вместе немецким художником Сигмаром Полке. С того времени мировое сообществе признало искусство Франка Ауэрбаха, назвав его гениальнейшим творцом современности.
Сделал большое количество гравюр, основной моделью для которых стала его жена Джулия, с которой он познакомился в 1971 году. Художник предпочитал работать с постоянными моделями, поэтому кроме жены, ему позировали немногие люди, среди которых Рут Бромберг и Люсьен Фрейд.
Был снят фильм о творчестве и жизни художника, который называется «Frank Auerbach: To the Studio». Его автором была известная писательница и режиссер документальных фильмов Ханна Ротшильд. Продюсером ленты стал сын художника Джейк Ауэрбах.
Галерея Тейт организовала крупную ретроспективу Ауэрбаха. На выставке были представлены как ранние работы, так и творения художника последних лет.
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Френсис Бекон
Люсьен Фрейд
Леон Коссоф
художники
Тициан
Микеланджело
Рембрандт
Рубенс
Джон Констебл
Пабло Пикассо
Дэвид Бомберг
Виллем де Кунинг
течение
Нео-экспрессионизм
друзья
Джейк Ауэрбах
художники
Энтони Микаллеф
Гленн Браун
Джей Дефео
Шон Макдауэлл
Дана Шутц
Сесили Браун
Дженни Савилл
Адриан Джени
описание
J.Y.M – это инициалы Джульетты Ярдли Миллс, которая была профессиональной моделью и позировала художнику два раза в неделю на протяжении многих лет. Среди всех изображений Джулии, этот портрет, запечатлевший молодую женщину сидящей с откинутой назад головой, является наиболее выразительным и ярким.
1984 - 1985
описание
Художник выезжал из Лондона кране редко, только в случае крайней необходимости, поэтому свои пейзажи он писал в основном в черте города. Примроуз-Хилл – сквер, который находился недалеко от студии мастера, и он изображал его многократно, с разных ракурсов, в разное время суток и, следовательно, при разном освещении.
1971
описание
Несмотря на новаторский и полуабстрактный стиль живописи, Франк Ауэрбах опирался в своем творчестве на классическое искусство и на знаменитые работы старых мастеров. Картина «Бахус и Ариадна» создана по сюжету одноименного произведения Тициана, но переосмыслена художником совершенно по-новому.
1971
описание
Картина изображает гостиную в доме постоянной модели художника актрисы Стеллы Уэст, куда Ауэрбах приходил, чтоб рисовать хозяйку порой по три раза в неделю на протяжении многих лет. Центральную часть полотна занимает лампа на высокой ножке, которая является главным источником света на картине, а по обеим сторонам от нее можно рассмотреть Стеллу и ее дочь Джулию в креслах.
1964
описание
Написанная акварелью и углем работа изображает постоянную натурщицу художника актрису Эстеллу Уэст. К моменту написания произведения Ауэрбах уже создал около 80-ти картин с изображением этой женщины, но художник никогда не уставал от своих натурщиков, без устали изображая их в разных позах и замечая малейшие изменения, которые происходят с человеком каждый день.
1959 - 1960